Вернуться к обычному виду





Мгновенные сообщения XMPP

Информационные материалы и издания просветительских организаций

Скачать полный текст статьи на свой компьютер можно на странице Каталог статей

25.03.2010

Традиция делать добро: история и перспектива

Традиция делать добро: история и перспектива

Е.Ю. Морозова

Председатель Правления Московского областного отделения общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест»

Добровольчество - фундамент гражданского общества и его капитал. Как бы банально ни звучала эта общеизвестная фраза, но ее правота подтверждается самой жизнью. И актуальность ее в новом тысячелетии будет только возрастать.

Добровольное и сознательное сплочение людей для бескорыстного совместного решения общественно значимых задач привносит в жизнь человеческого общества потребность в мире, свободе, безопасности и справедливости. А в жизнь каждого отдельного индивидуума - потребность в самореализации, общении и дружбе.

Благодаря вовлечению в добровольческую деятельность все более широких масс людей в обществе поддерживаются и усиливаются такие человеческие ценности, как забота о ближнем и помощь нуждающемуся.

Однако помимо этого и сами люди, вовлеченные в эту деятельность, получают возможность более полно реализовывать свои права и ответственность как членов общества, одновременно более всесторонне и полно раскрывая свой внутренний человеческий потенциал.

И - что, наверно, самое важное - в процессе взаимодействия волонтеров и тех людей, кому они отдают свои силы, внимание и время, могут быть установлены новые коммуникативные связи. Эти связи, независимо от существующих различий между добровольцами и теми, кому они помогают, будут способствовать созданию принципиально новых сообществ людей, совместно работающих над поиском и применением инновационных решений общих проблем и построением общей судьбы. Этим создается новая нравственная среда обитания и новое мировоззрение людей.

Говоря о добровольчестве, как об общественном феномене, нельзя не признать, что развитие этого явления и его конкретные проявления во многом зависят от национального, культурного и исторического контекста.

Если говорить о России, то волонтёрство в нашей стране имеет и глубокие корни, и достаточно своеобразную специфику.

Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков, как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». И нельзя говорить о том, что благотворительность и добровольчество были уделом только лишь представителей высшего света. В крови русских людей были обычаи самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего. Это и совместное строительство нового дома для погорельца, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц, храмов.

История же организованного добровольчества - добровольчества как общественного института - в России насчитывает почти полтора века. И зарождение его напрямую связано с Российским Красным Крестом, начавшим организовывать добровольную запись в сестры милосердия для госпиталей и больниц для бедных.

15 мая 1867 года Император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах, в 1879 году переименованного в Российское общество Красного Креста. Фактически же формальное зарождение добровольческой деятельности в России связано с учреждением Кресто-Воздвиженской общины сестер милосердия, открытой в 1854 году по инициативе и на средства Великой княгини Елены Павловны для оказания помощи раненым на поле боя в период Крымской войны и героической обороны Севастополя.

Потом был долгий советский период, когда понятие «доброволец» имело ярко выраженную идейно-патриотическую окраску: так назывался человек, добровольно вызвавшийся служить интересам не каких-то там отдельно взятых граждан (ухаживать за больными, помогать сиротам, немощным и престарелым), а - партии, коммунистической идее, социалистическому государству. Соответственно,

и объектами добровольчества по-советски могли быть лишь такие достойные и государственно значимые дела, как строительство Магнитки, Днепрогэса, поднятие целины, БАМ, военно-революционные и трудовые подвиги.

Вновь понятие «добровольчество» в своей изначальной сути пришло к нам вместе со словами «гражданское общество» и «демократия», «некоммерческие организации». Некоммерческий сектор с первых дней своего постсоветского возрождения полагался на добровольцев. В 1991-92 годах уже активно начали говорить о важности добровольчества, о том, что его необходимо развивать.

Потом с помощью иностранных грантов возникли обучающие программы по работе с добровольцами. Причем почти все они были списаны из английских и американских учебников, изданных для их третьего сектора и, как показала практика, оказались малопригодными в условиях современной российской действительности.

Волонтер в их понимании - здоровый и беспроблемный человек, не имеющий прямой личной заинтересованности в успехе организации и периодически весело и бодро помогающий местному сообществу и его лидерам в их благородном труде.

Дня наших же добровольцев, как правило, самый мощный мотив участия в благотворительной организации - объединение с другими людьми, имеющими те же, что и они, жизненные проблемы. Поэтому получается так, что у нас те самые люди, которые нуждаются в помощи: инвалиды, пожилые и престарелые, многодетные матери, родители детей-инвалидов - одновременно составляют и костяк российского добровольчества. Значительно меньший процент добровольцев представляют участники молодежных объединений или культурных проектов, экологических организаций, клубов поисковиков. Для этих людей чаще всего главный мотив их добровольчества - тусовка, дружеское общение. Уже только потому, что существующие формы добровольчества в российских некоммерческих организациях резко отличаются от западных, принятые в наших НКО формы и методы работы с добровольцами далеки от технологий, предлагаемых импортными учебниками.

Сейчас, по данным специальных исследований, около 60 процентов региональных общественных организаций не имеют штатных сотрудников и существуют только за счет бесплатного труда своих членов или участников. В Российском Красном Кресте, для примера, на полторы тысячи штатных сотрудников (во всех субъектах Российской Федерации) приходится более ста тысяч добровольцев, на постоянной или временной основе участвующих в реализации наших программ и акций. И все равно этого количества явно недостаточно для того, чтобы оказывать полноценную помощь всем нуждающимся в ней людям.

Это значит, что нам всем надо, восприняв все самое лучшее, что есть в мировом опыте, выработать общую методологию развития добровольчества, или, как бы громко это ни звучало, культуру волонтерсгва.

Для этого нам надо преодолеть много препятствий. Во-первых, это касается преодоления некоторых устойчивых стереотипов российского общественного сознания. Это и знаменитое «тебе что, больше всех надо?» Это и традиции православной морали: «когда творишь добро, пусть левая рука твоя не знает, что творит правая, чтобы милостыня твоя была в тайне». Ну, не в обычае у нас делать добро напоказ. Хвалиться такой работой стыдно, рассказывать

и обсуждать в компании - не принято, гордиться - разве только для внутреннего самоутверждения.

Тем не менее, потенциал развития добровольчества в России - огромен. Российские люди не менее добры и отзывчивы, чем граждане Великобритании, США, Франции. Они так же готовы помочь в беде, предоставить свои знания и опыт для нового дела, полезного всем. Вопрос в том, как придать импульс развитию этого движения, организовать его и сцементировать. Эта задача невероятно сложная. Она охватывает такие аспекты, как проблемы привлечения добровольцев, мотивации, поощрения, организация и управление их деятельностью.

При этом, как мне кажется, есть смысл больше смотреть не на Запад, а обратить взор в не такое уж далекое советское прошлое. Вспомним, сколько тогда было всяких клубов и объединений людей по интересам. Как формальных, так и неформальных, где все делалось бесплатно, и никого это не смущало. В клубы стремились, потому что хотелось быть в компании, как теперь говорят, «в тусовке», потому что хотелось иметь свой круг. И мы, некоммерческие организации современной России, должны в своей работе с добровольцами всячески использовать этот принцип клубности, командности, когда люди приходят к нам не только (и, может быть, на первых порах не столько) затем, чтобы помочь, а затем, чтобы пообщаться.

И именно опираясь на клубность, на создание круга друзей, российское добровольчество, как мне кажется, может выжить и уже потом, через много лет перерасти в традицию, когда участие ребенка или взрослого в делах какой-либо местной благотворительной организации станет таким же обычным и привычным делом, как занятия в музыкальной школе или летняя рыбалка.


Возврат к списку




Мгновенные сообщения XMPP