Вернуться к обычному виду





Мгновенные сообщения XMPP

Информационные материалы и издания просветительских организаций

Скачать полный текст статьи на свой компьютер можно на странице Каталог статей

25.03.2010

Социальное качество жизни как база гражданского общества

Социальное качество жизни как база гражданского общества

А.В. Очирова

Председатель Комиссии по социальной

и демографической политике

Общественной палаты Российской Федерации

Сейчас уже не вызывает сомнения, что именно национальные приоритетные проекты стали стимулом для того, чтобы появилась наконец стратегия социального развития, без которой нельзя было выстраивать эффективную социальную политику- как в общероссийском масштабе, так и политику региональную. Эта концепция, направленная на повышение качества жизни и сохранение российского населения, безусловно, должна иметь выход на региональные стратегии, что является одной из главных задач федерального и регионального уровня, так как реальная, эффективная политика - это политика регионов, если она базируется на национальных приоритетных проектах и опирается на очень серьезные, выверенные расчеты и показатели. Это должны быть модули, успешно развивающиеся в тех регионах, с учетом их возможностей и приоритетов, где они сформировались и получили своё развитие.

В числе наиболее важных задач - стабилизация численности и одновременно повышение качественных показателей населения, формирование устойчивой зарплаты и занятости, а также повышение доступности и качества социальных услуг (доступности жилья - в первую очередь) и формирование гибкой системы расселения.

Для регионов одна из самых значимых задач касается сферы пенсионного обеспечения. Общественная палата рекомендовала формирование региональных накопительных систем, что уже осуществляется в некоторых регионах достаточно мобильно под контролем Общественной палаты.

Нужно обратить самое серьезное внимание на то, что формирование региональных стратегий должно исходить из разработки системы социальных стандартов. Как известно, даже минимальные социальные стандарты не являются сегодня темой российского законодательства. Принятые еще в 2003 году в первом чтении Государственной Думой, они до сих пор отлеживаются где-то в министерствах. Вместе с тем, целеполагание нашей новой социальной стратегии, где речь идет о развитии человеческого потенциала, человеческого капитала, уже требует новых подходов, несмотря на то, что уже существует система минимальных социальных стандартов качества жизни. Когда мы говорим о том, что должна существовать такая система, мы имеем в виду и системы качества общества. Стандарты качества общества, трудовой и семейной жизни, стандарты социальной сферы, образа жизни и жизненной среды - всё это самым непосредственным образом сочетается с главным интегральным стандартом качества жизни человека. Это индекс развития человеческого потенциала.

Как известно, Россия находится на шестом месте в мире по этому фактору, и динамика развития этого потенциала с 2005 года невысока. Если же посмотреть показатели по регионам, опираясь на исследования различных научных центров, то увидим, что разница в этом индикаторе очень высока. При этом речь идет о важнейших факторах: о состоянии образованности, здоровья и других ресурсов, необходимых для развития человека. Поэтому, когда мы говорим об экономическом росте и об экономической политике, мы должны помнить, что цивилизованные страны уже приравняли экономическую политику к социальной политике и ввели такое понятие, как социальное качество, которое имеет свои аспекты: и социально-экономическую безопасность, и аспекты включенности и ответственности всех возможных составляющих общественной жизни, и гражданского общества в том числе.

Следует отметить, что экономический рост, который за последние годы поднял определенные экономические показатели страны и продвинул ее в другой статус, решив частично проблему бедности, одновременно обострил проблему социальной дифференциации - как внутри регионов, так и между регионами. И это является очень серьезной зоной риска для нашей страны. Поэтому социальные стандарты, без которых ни одна социальная политика не может развиваться эффективно, являются проблемой номер один.

Особое место в региональной политике занимает задача повышения качества жизни на селе и в удаленных территориях. Ей уделяется большое внимание, потому риски там гораздо выше, чем в городах и в центре. Напомню, что речь идет о геополитических интересах, о национальной безопасности нашей страны, потому что те проблемы, которые там проявляются, составляют очень большой риск для нашей геополитической политики и национальной безопасности. Какие это проблемы? Это качество и доступность образования, здравоохранения, телекоммуникаций, общественного транспорта, обеспечение этих регионов профессионалами и возможность получения достойной работы.

Если мы ставим задачи применительно к этой сфере, то объединенными усилиями центра и регионов, экспертного и бизнес-сообщества, институтов гражданского общества необходимо разработать такие стандарты и выстроить социальную политику в регионах таким образом, чтобы граждане имели не только гарантии, но и реальное обеспечение всех своих социальных прав независимо от места проживания.

Инновационная стратегия регионального развития будет способствовать устойчивому развитию и повышению национальной безопасности всей страны. И значительную роль в реализации этих задач могли бы сыграть обоснованные, законодательно закрепленные социальные стандарты качества жизни, которые концептуально являются основой решения таких проблем.

92


Возврат к списку




Первый раз на сайте?