Вернуться к обычному виду





Мгновенные сообщения XMPP

Информационные материалы и издания просветительских организаций

Скачать полный текст статьи на свой компьютер можно на странице Каталог статей

24.03.2010

Общественное Просветительское движение в России: проблемы и перспективы

Общественное Просветительское движение  в России: проблемы и перспективы

Ф.Ф. Светик

Председатель Правления

МГОФ «Знание» им. академика К. В. Фролова,

профессор

Термины «просветительство», «просветители», «эпоха Просвещения» появились в Западной Европе, где период 17-18 вв. представлялся как бы временем торжества разума и науки над невежеством, предрассудками, схоластической псевдонаукой. Просветители требовали установления «царства разума» или возлагали надежды на «просвещенного» монарха.

В России просветительские идеи встречаются у деятелей «ученой дружины» Петра I (Феофан Прокопович, А.Д. Кантемир, В.Н. Татищев), и в наибольшей степени - у М.В. Ломоносова.

Расцвет раннего российского просветительства, находившегося под определенным влиянием западного, относится к 1760-80 гг., когда появились произведения Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Д.И. Фонвизина, А.Я. Поленова и др.

Общественное просветительское движение в России, в котором участвовали хорошо образованные и высоконравственные представители интеллигенции, включая небезразличных к судьбе народа молодых людей, всегда было отзывчиво на вызовы времени и происходящие в стране процессы в социально-экономической и общественной жизни.

Первые русские просветители возлагали надежды на «просвещенного монарха», справедливые законы, смягчение нравов в результате правильного воспитания и образования. Выступали за пробуждение достоинства личности и патриотизм, равно чуждый и национальной спеси, и «чужебесию».

В начале XIX в. российские деятели просветительства находились, в основном, на умеренных политических и теоретических позициях. После 1860 г. просветительское движение раскололось. Радикальное крыло пошло по пути народничества. Либеральное течение сохранялось до 1917 г. Реализовалось оно, в основном, в творчестве писателей, журналистов, деятелей культуры и ученых (И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко и др.).

Общественноепросветительство. Просветительскаядеятельность, движение. Просвещение. Образование. - Что связывает эти, привычные для нашего языка и сознания, понятия? В чем их различие?

Общей смысловой составляющей является стремление к передаче и получению необходимых Знаний. Но не только это.

Если обратиться к замечательному словарю В.И. Даля, то найдем, что основа слова «просветительство» - «просветлять» - означает: «устранять сумрак или муть». - «Ученьем просветляется ум!Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается!» - такой смысл этого слова закрепился в сознании российского народа.

Известно, что организованное общественное просветительское движение в России началось именно с конкретных культурно- и научно-просветительских инициатив, обращенных к широким массам населения, в большинстве своем малограмотного. Они не носили политической окраски. Гражданские инициативы в сфере науки, культуры и просветительства- это, прежде всего, бескорыстный труд и творчество энтузиастов, знания и инновационные идеи, их практическое продвижение во все слои народа.

В XIX-XX вв. бурные процессы в общественно-политической и социально-экономической сферах наложились на начало научно-технической революции и промышленного подъема, реализацию масштабных транспортных, энергетических, коммуникационных и др. проектов. Этим определялись и особенности развития в те времена просветительства в нашей стране.

Понадобилось не только быстро и в огромном количестве готовить инженеров, техников, квалифицированных рабочих и операторов, но и изменить отсталое, наполненное различными предрассудками общественное мнение малограмотного населения, а также консервативно-косное поведение чиновничества и правящей «элиты» того времени.

Были созданы авторитетные и самоуправляемые общественные добровольные организации. Наиболее известными из них стали: «Императорское русское техническое общество» (1866 г.); «Вольное экономическое общество (1765 г.); «Московский комитет грамотности» (1845 г.); «Народные университеты»; «Политехническое Общество» (1875 г.); «Общество любителей естествознания» (1863 г.); «Русское географическое Общество» (1845 г.); «Общество поощрения художников» (1821 г.); «Попечение о неимущих и нуждающихся детях», многочисленные кружки ликвидации безграмотности (20-е гг. ХХ в.), Всесоюзное общество «Знание» (1947 г.) и другие, которые одной из приоритетных задач видели научно- и культурно-просветительскую, а также экономическую, правовую, техническую и другую информационно-разъяснительскую деятельность в широких массах населения.

Яркую страницу в историю просветительства в России вписало земство. Организованные 1 января 1864 г. указом Александра II, земские организации за 53 года своей деятельности обеспечивали те сферы общественной жизни, которые оказались непосильными для бюрократических государственных структур. Земство многое сделало для демократизации общества, усиления роли местного и городского самоуправления в решении наиболее острых для России того времени социально-экономических проблем. И, что очень важно, многое делалось на принципах подвижничества.

За полвека земскими учреждениями было создано около 30 тысяч школ. В них обучалось почти 2 млн. детей, причем обучение велось бесплатно.

Земства подготовили 45 тыс. учителей, многие из которых, помимо своей основной деятельности, занимались просветительством в широком понимании этого термина. В свою очередь, учителям была поднята заработная плата, улучшены условия работы. Земское учительство пользовалось большим авторитетом у населения. Учитель был общественно значимой фигурой.

Интересной формой просветительской деятельности земств явилась организация Народных домов, которые представляли собой учреждения, объединяющие многие формы внешкольного образования в одной организации и в одном помещении.

Значительное место в деятельности земства занимало здравоохранение. Благодаря вниманию к этой проблеме увеличилось число врачей, аптек, открывались фельдшерские и акушерские курсы. Началась борьба с таким страшным заболеванием, как оспа. Медицинское обслуживание осуществлялось бесплатно или за незначительную плату. Кроме того, земские врачи были фактически инициаторами санитарно-профилактического направления в медицине.

Многое сделали земства для развития культуры. Создавались свои издательства, народные театры, библиотеки.

С помощью земств активизировались агрономическая и ветеринарная службы, велась пропаганда сельскохозяйственных знаний (что было очень важно для аграрной страны, какой была тогда Россия). Земство оказывало крестьянским хозяйствам и финансовую помощь. Практиковалось их кредитование и страхование от пожаров.

Земством широко использовались средства морального стимулирования благотворителей. Их имена присваивались открывавшимся школам и больницам, публично выносились благодарности.

Таким образом, деятельность земства отразила в себе важнейшие конституирующие черты гражданского общества: демократизм, самоуправление, самодостаточность, децентрализацию, взаимопомощь и солидарность.

Другое дело, что многое не удалось осуществить в полной мере. Совсем не гладко складывались отношения земства с государственной властью. Ни о каком социальном партнерстве речи быть не могло. Круг деятельности земских учреждений был очень ограничен, им отводилось решение задач сугубо местного значения. Но и в этой сфере каждое более или менее крупное решение земских учреждений находилось под строгим контролем власти.

Существенную роль сыграло земство в мобилизации интеллектуального потенциала российского общества и ориентации его на решение злободневных социальных проблем и просвещение широких масс населения. Кроме того, при посредстве земской интеллигенции земство сближалось с лучшими представителями науки и техники.

В активную просветительскую деятельность включились выдающиеся деятели науки и техники: Байков А.А., Вернадский В.И., Губкин И.М., Жуков В.Г., Жуковский Н.Е., Крылов А.Н., Менделеев Д.И., Пирогов Н.И., Попов А.С., Тимирязев А.К., Циолковский К.Э., Чернов Д.К., Яблочков П.Н. и др.

Следует отметить, что российские ученые и деятели культуры вели обширную просветительскую деятельность в большинстве случаев бескорыстно, не получая за эту работу материального вознаграждения - «на общественных началах», помня о завете великого Ломоносова М.В.: «Надо науки производить и распространять оные...», - и служили тем самым поучительным примером для своих учеников и коллег.

Твердо придерживались этих принципов и последующие поколения наших просветителей: Вавилов С.И., Вавилов Н.И., Несмеянов А.Н., Семенов Н.Н., Опарин А.И., Келдыш М.В., Александров А.П., Кириллин В.А., Артоболевский И.И., Басов Н.Г., Овчинников Ю.А., Скрябин Г.К., Ишлинский А.Ю., Лихачев Д.С., Образцов И.Ф., Платэ Н.А., Прокофьев М.В., Фролов К.В. и многие другие.

Эту замечательную традицию продолжают в наше время Алферов Ж. И., Велихов Е.П, Бокерия Л.А., Гинзбург В.Л., Гуляев Ю.В., Кутафин О.Е., Лаверов Н.П., Примаков Е.М., Садовничий В.А., Федоров И.Б., Черешнев В.А. и другие выдающиеся ученые и деятели культуры, уделяя много времени общественной просветительской работе и распространению современных знаний. Их активная гражданская позиция заслужила большое признание в нашем обществе.

Под научным руководством академика Г.И. Марчука возобновила регулярную работу весьма популярная и авторитетная научно-просветительская программа «Трибуна Академии наук в Политехническом». В этой программе активно участвуют Григорьев А.И., Голицын Г.С., Деревянко А.П., Драгавцев В.А., Дедов И. И., Израэль Ю.А., Крохин О.Н., Кадышевский В.Г., Мельников В.П., Молдован А.Н., Макаров В.Л., Петров Р.В., Фортов В.Е., Шемякин Е.И. и другие члены Российской академии наук.

Возвращаясь к прошлому столетию, к 20-30-м годам, наполненным послереволюционным бескомпромиссным пафосом, идеями ускоренной индустриализации, рекордных достижений в труде и технике, нельзя не отметить, что государство в то время стремилось к сплошной централизации и монополизации всех сфер, включая и общественную жизнь в стране.

Это были времена абсолютной идеологизации, это было время предвоенной напряженности.

Тогда общественное просветительское движение, на фоне проводившихся с размахом акций звонких «агитбригад», «пролеткульта» и др., оказалось в весьма заторможенном состоянии.

Постоянно реорганизуемые министерства просвещения, народного образования, высшего образования стремились взять на себя целиком все функции: и образования, и воспитания, и просветительства.

Но время показало, что официальное Просвещение, объединяя все государственные формы образования и соответствующие учреждения, не может полностью использовать огромный дополнительный потенциал просветительского общественного движения, в котором участвуют на добровольной основе миллионы деятелей науки, культуры, инженеры, работники высшей школы, медицины и другие высококвалифицированные специалисты.

Просвещение и Просветительство - понятия близкие, они дополняют друг друга, но заменить одно другим нельзя.

Победа над фашизмом и восстановление разрушенного хозяйства потребовала от народов страны колоссального напряжения, жертв и потерь.

Одним из важнейших выводов, сделанных руководством страны после войны, стал вывод о необходимости ускоренного развития в стране передовой науки, техники, а значит - образования и просветительства, что и стало в 50-70-х годах государственным приоритетом, настоящей национальной идеей, нашедшей отклик у народа. Это было и время развития всех форм общественного научного и культурного просветительства.

В СССР была создана хорошо продуманная система разноплановых просветительских обществ и организаций, объединивших значительную часть научно-технической и творческой интеллигенции (Общество «Знание», Союз научных и инженерных обществ, Всесоюзный совет научно-технических обществ, Педагогическое общество, Общество «Красного Креста и Полумесяца», различные отраслевые, творческие союзы). Это были самоуправляемые и в основном

экономически самостоятельные общественные объединения. В сфере их внимания находились все слои населения и, прежде всего, молодежь.

Общественность активно включалась в программы борьбы с пьянством, помощи «трудным» подросткам, социальной и моральной поддержки женщин и многодетных семей, пропагандируя идеи нравственного и физического здоровья человека, укрепляя авторитет семьи и общества.

Популярностью пользовалась доступная для широких масс населения система повышения общего уровня экономической, правовой, бытовой культуры и профессионального обучения.

В стране десятилетиями складывалась система общественных просветительских организаций, действовавших автономно от государственных институтов образования и культуры, но весьма заметно дополнявших друг друга.

При этом государство способствовало созданию в структуре просветительских организаций Домов науки и техники, Центров знаний, планетариев, выпуску собственных газет, журналов и научно-популярной литературы, бюллетеней, а также развитию издательских, учебных, производственных, транспортных, санаторных и др. подразделений и предприятий, обеспечивавших общественному просветительству экономическую устойчивость и самостоятельность. Организации были экономически независимыми, ни копейки не получая из бюджета государства или партии.

В практической работе (издательская, лекционная, выставочная и т.д.) деятельное участие принимала активная часть научной и творческой интеллигенции. Движение было массовым. Например, в 1988 г. только во Всесоюзном обществе «Знание» свое членство подтвердили 5 млн. человек. Эта система, несмотря на явные недостатки (излишняя идеологизация и централизация), способствовала закреплению, прежде всего у молодежи, стремления к получению научных знаний и полезной профессии, занятиям спортом и физической культурой, а также уважительному и высокопатриотичному отношению к истории и культуре своего государства и населявших его народов.

Большую работу по пропаганде научных знаний вели профсоюзы. Лекции и доклады на эту тему в клубах, красных уголках, разного рода технические кружки, курсы и общественные школы знакомили людей с достижениями науки, способствовали распространению технических знаний, приобщали широкие массы к научному и техническому творчеству.

По предложению ВЦСПС, поддержанному ЦК КПСС и Совмином СССР, в конце 50-х годов мелкие разрозненные общественные научные организации, существовавшие при некоторых министерствах, были переданы в ведение профсоюзов. Они были объединены, созданы новые организации. При ВЦСПС был образован Всесоюзный Совет научно-технических обществ, при ЦК и Советах профсоюзов - соответствующие отраслевые и региональные Советы НТО, на предприятиях - организации и советы научно-технических обществ. Была проведена работа по вовлечению в НТО ученых, инженеров и рабочих-новаторов. Общества стали насчитывать миллионы членов.

НТО, работающие под руководством профсоюзов, стали большой и влиятельной силой во всех вопросах развития науки и техники в стране, пропаганде достижений науки, соединении науки с производством.

В конце 50-х - начале 60-х годов ВЦСПС разработал предложение, на основе которого было создано Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов. Цель создания этой массовой общественной организации для людей, склонных к разработке и внедрению в производство различных новшеств, усовершенствований, состояла в том, чтобы объединить всех, кто творчески мыслит и работает, распространять научные и технические знания, оказывать помощь в разработке и внедрении рацпредложений и изобретений.

При ВЦСПС был создан Центральный совет Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. Совета общества были созданы во всех республиках, краях, областях, в крупных городах. Из числа вступивших в члены общества инженеров, техников, рабочих на предприятиях и в организациях образованы первичные организации общества, избраны советы ВОИР.

На заводах и фабриках, в научных и учебных институтах, в рабочих клубах и домах культуры имелись десятки тысяч профсоюзных библиотек и читален, располагающих десятками миллионов экземпляров технической и художественной литературы. Много специальных детских библиотек. Десятки миллионов рабочих и служащих и их детей пользовались услугами этих учреждений. Благодаря пропаганде книги, привлечению трудящихся к чтению политической, художественной и технической литературы, а также газет и журналов наша страна по праву завоевала в мире репутацию «самой читающей».

В просветительском общественном движении всегда участвовали яркие личности - писатели и ученые, деятели техники, медицины, культуры и искусства. Они много сделали для распространения грамотности у народов России, передовой науки и культуры, включая бытовую и санитарно-гигиеническую культуру, что было весьма актуально для тех времен и стало, к сожалению, вновь востребовано в наше время.

Все вместе взятое принесло нашей стране замечательные результаты в сфере развития науки, культуры, техники, обеспечив нам передовые позиции по многим направлениям и на многие годы вперед.

Двадцатый век не щадил Россию. Время устойчивого развития и народного оптимизма 60-70-х годов сменилось тем, что было названо «застоем», а затем всеобщей стагнацией и параличом системы. Мы потеряли исторически единую страну и оказались неожиданно для себя и для мирового сообщества отброшенными далеко-далеко назад, практически по всем принципиальным позициям: геополитическим, экономическим, общественно-историческим, культурным, гуманитарным. Все это опять тяжким бременем легло на плечи народа.

Понесенные испытания и сегодня дают остро о себе знать: демографический кризис; крайнее имущественное расслоение; всплеск коррупции и безнравственности; алкоголизм, наркомания и СПИД - все вызывает серьезное опасение за наше будущее.

Колоссальные достижения в науке и технологиях на рубеже XX-XXI веков привели к созданию эффективных и доступных технических систем, позволивших вывести на реальный уровень решение сложных проблем в микроэлектронике, молекулярной биологии, нанотехнологиях, автоматизации интеллектуальной деятельности, космонавтике, моделировании и управлении масштабными процессами, системами, явлениями и т.д.

События, происходящие в этой сфере, напоминают наступление своеобразных «интеллектуальных цунами», несущих колоссальную энергетику, что предвещает огромные достижения во всех областях деятельности людей.

Но вместе с позитивными процессами приходят и большие психологические, педагогические, нравственные и другие проблемы.

Например, фантастические технологические возможности позволяют дерзко вторгаться дилетантам в различные области культуры и искусства с целью их запредельной коммерциализации, тотально компьютеризировать досуг людей, подменяя живое общение виртуальными формами и развлечениями, азартными и милитаризированными играми с образами жестоких героев-суперменов

В такие же технологии удачно вписываются и некоторые весьма модные либеральные теории, абсолютизирующие индивидуализм, свободу действий и независимость от многих норм морали, обязательств перед семьей, обществом и страной.

Все это нацелено на самые тонкие и малозащищённые сферы сознания человека - психическое и нравственное здоровье, культуру, патриотизм, духовность. Здесь и таится жестокая угроза: через атаку на иммунную систему духовно-нравственной сферы - уничтожение базовых идей и основ существования нашей цивилизации.

К сожалению, эти тенденции стремятся к усилению. Под прикрытием глобальных информационных систем и всепроникающих СМИ они активно тиражируются, и им мало что сейчас противостоит.

Российское общество проходит через серьезный духовный кризис, причины которого во многом связаны с особенностями исторического, социально-общественного, научно-технического и экономического развития страны в XX-ом и начале XXI веков.

У подрастающего поколения проявляется размытость коренных представлений о духовных ценностях народа, которые сформировались всей его предыдущей историей, что проявляется весьма остро в легковесном отношении к семейным ценностям, патриотизму и истории страны, в повсеместном распространении насилия, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.

Этот процесс усиливается агрессивной экспансией идей «либеральных» культурных ценностей, которые практически безальтернативно внедряются на волне всепроникающий, назойливой массовой поп-культуры, голливудской и прочей продукции, тиражируются низкопробными, потерявшими все приличия и меру развлекательными программами.

Образ России и нашего народа нередко становится мишенью для необоснованной критики спланированных из-за рубежа информационных кампаний, призванных повлиять на принятие важных для России решений. Всё это приводит к тому, что нашим национальным интересам наносится значительный ущерб во многих областях деятельности, в том числе в сфере привлечения инвестиций, развития высоких технологий, создания инфраструктуры туризма, международных коммуникаций и др.

Однако наша страна уже вошла в период динамичного развития. В обществе происходит консолидация значительных интеллектуальных ресурсов для преодоления складывающихся тенденций, для формирования у молодежи высокогражданственной позиции и патриотического мировоззрения. Существенной составляющей этого ресурса является общественное просветительское движение, традиции которого неразрывно связаны с историей, наукой и культурой народа.

В современных условиях просветительство, сталкиваясь с серьёзными трудностями, представляет весьма громоздкий и во многом стихийно сложившийся конгломерат: союзы и ассоциации, научные, инженерные и отраслевые общества, фонды и клубы, обучающие центры, экологические, экспертные и иные формы.

В России существует несколько международных, более тридцати отраслевых научно-технических объединений, около шестидесяти межрегиональных и множество региональных организаций.

Например, только на базе Всесоюзного общества «Знание» возникло более трёхсот различных обучающих и просветительских структур.

К сожалению, общественное просветительское движение медленно выходит из кризисного состояния. Оно весьма коммерциализировано, разобщено и не координируется. Многие организации попали в зависимость от зарубежных спонсоров, не имеют доступа к современным СМИ и средствам коммуникаций, используют весьма отсталую технологическую базу. Во главе некоторых организаций находятся малоавторитетные или слабо подготовленные лидеры.

Такое положение снижает эффективность общественной массовой просветительской работы, не позволяет в полной мере использовать весь её потенциал для поддержки качественно нового, инновационного направления развития страны.

Различные общественные организации вносят предложения по активизации движения, его модернизации и необходимости взаимной координации с целью совместной реализации комплексных масштабных проектов, отвечающих актуальным направлениям социально-экономического развития и задаче инновационного прорыва. Эти предложения активно поддерживаются многими государственными деятелями, органами государственной власти, учреждениями образования и культуры.

В мае 2005 года несколько организаций: Межрегиональная просветительская общественная организация «Знание» (МПОО «Знание»); Ядерное общество России; Московский Фонд Мира; Международный общественный гуманитарный фонд «Знание» (МГОФ «Знание»); Профсоюз работников РАН; Фонд «Знание» им. С.И. Вавилова и др. - выступили с инициативой создания - Общенационального Совета просветительских организаций (ОСПО).

Работа по развитию ОСПО значительно активизировалась в период формирования Общественной палаты РФ. Оживлению деятельности общественного просветительства способствовали проведённые в соответствии с распоряжениями Президента Российской Федерации конкурсы по обеспечению государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, создание

Общественной палаты Российской Федерации и другие меры, принимаемые государством на федеральном и региональном уровнях.

МПОО «Знание» и Ядерное Общество России приняли Декларацию «О совместной деятельности в сфере распространения научных знаний и просветительства», в которой изложены основные принципы и направления просветительской работы и заявлено об инициативе проведения Конгресса общественного просветительского движения России. Большинством просветительских общественных организаций было поддержано это предложение.

В принятых документах и материалах поддерживаются идеи координации общественных просветительских организаций, усиления их роли в формировании зрелого гражданского общества, повышении правовой и экономической культуры населения, прежде всего, молодежи, объективном информировании людей об исторических событиях, усилении патриотической работы, распространении идей здорового образа жизни, природоохранной и др. деятельности.

Подтверждается настрой просветительских организаций на конструктивное взаимодействие с действующими властями по консолидации всех сил нашего общества в решении задач качественного изменения страны, её экономики и социальной сферы.

Общественность и актив просветительских объединений отмечают необходимость дальнейшего развития в работе с людьми традиционных, проверенных временем форм и средств, таких как:

-живая лекционная работа («Трибуна РАН в Политехническом», «Экология души» и др. программы);

- независимая издательская научно-просветительская деятельность;

- серии высокохудожественных плакатов и другие наглядные формы;

- различные системы дополнительного и непрерывного образования, повышения квалификации и переквалификации, которые доступны для всех слоевнаселения, и прежде всего для студенческой и работающей молодежи;

- экскурсионные и туристические мероприятия с целью знакомства с историческими и культурными памятниками, природными заповедниками, экологическими парками и др. объектами.

Наряду с этим требуется активное использование современных высокотехнологичных средств массовой информации и коммуникаций.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция перехода общественного просветительского сектора к инновационному типу своего развития.

Организации стремятся к укреплению материально-технической базы, повышению профессионализма, конкурентной способности на рынке оказания информационных, консультативных и иных услуг, в т.ч. на благотворительной основе, а также эффективному участию в реализации межрегиональных и региональных программ социально-экономического, научно-технического и гуманитарного развития.

По убеждению многих специалистов, представителей просветительских организаций, научной и творческой интеллигенции, разработка и реализация Программы«Организационно-методическая и технологическая модернизация общественного просветительского движения России» позволит значительно активизировать эти организации, повысить их вклад в формирование стабильного гражданского общества, сконцентрировать внимание на участии в решении задач, приоритетных и актуальных для динамического и устойчивого социально-экономического развития страны.

К числу задач, имеющих важное значение для повышения эффективности и качества работы с людьми разных профессиональных и возрастных категорий, следует отнести:

- необходимость развития современной материально-методической, учебно-аудиторной, а также информационно-аналитической базы научно- и культурно-просветительской работы;

- обучение и регулярное повышение квалификации лидеров и активапросветительских организаций;

- создание квалифицированного Информационно-аналитического ииздательского центра, с использованием возможностей уже существующихструктур («Информ-Знание», «Знание-сервис» и др.), и организация регулярноговыпуска для просветительского движения методических материалов (бюллетени, тематические сборники, журналы и газеты и др.) как в электронном виде, таки на традиционных носителях. Создание в федеральных округах и субъектахФедерации опорных информационно-методических центров и др.;

-укрепление просветительского канала «Радио-Знание», а в будущем и создание просветительского телеканала;

- развитие существующих в регионах Домов знаний, науки и техники, духовного наследия и др., как учебно-информационных и методических центров по работе с различными категориями населения;

- активное использование в просветительской деятельности богатойи уникальной интеллектуальной базы музеев, библиотек, театров и др.В условиях нарастающих колоссальных информационных потоков только интеллектуальные, культурные и нравственные «фильтры» могут не допустить«оскудения души»;

- распространение через радио- и телеканалы популярных и положительнозарекомендовавших себя просветительских программ: «Трибуна Академии наук», «Экология души», клубы «Интеллектуал», «Герои Отечества», «Памятныедаты», «Великая Провинция России» и др.;

- участие в программе «Поддержка русского языка, литературы, книгоиздания»;

- разработка и реализация программ образовательного, экологического, оздоровительного и других форм туризма по историческим и памятнымместам регионов России;

- формирование единой информационной системы развития и поддержки просветительского движения, построенной с использованием современных информационных технологий и технических средств.

Выполнение мероприятий Программы позволит развить современную организационно-методическую и технологическую базу для общественного просветительства, повысит эффективность деятельности организаций, создаст условия для координации их совместной работы по разработке и реализации комплексных, масштабных проектов, активно включить в эту сферу студенческую, творческую, научную и рабочую молодежь.

Заинтересованное участие в конкретной просветительской работе значительной части творческой интеллигенции, ведущих ученых и деятелей культуры, молодых ученых, преподавателей, студентов и аспирантов усилит консолидацию интеллигенции и повысит ее вклад в формирование гражданского общества, в повышение правовой и экологической культуры, распространение идей патриотизма и уважения к истории государства и его народов.

В просветительских программах и проектах должна четко проводиться линия на поддержку и использование различных стимулов к инновациям, повышение вклада каждого человека, коллективов и объединений разных форм собственности в эффективное и творческое решение «прорывных» экономических и технологических задач.

В этой связи к числу важнейших условий, выполнение которых способствует обеспечению успеха, следует отнести:

- обеспечение стратегии инновационного развития, опирающейся наодно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию интеллектуального потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и уменийлюдей в целях постоянного улучшения экономических результатов и технологий,жизни общества в целом;

- переход на инновационный путь развития, которой связан, преждевсего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества;

- оказание содействия и всяческой поддержки талантливым молодымлюдям, занимающим активную жизненную позицию, ведущим активную инновационную деятельность, помощь им в успешном интегрировании в научную иинновационную среду;

- повышение результативности научной деятельности за счет усилениявзаимодействия исследовательских и образовательных учреждений, концентрации средств на фундаментальных и прорывных направлениях, прежде всего втех сферах, от которых зависит безопасность страны, здоровье человека, охрана природы и окружающей среды;

- совершенствование образования за счет использования современногонаучного потенциала, всего богатства российской культуры, ее достижений итрадиций, развитие дополнительного, непрерывного и других современныхформ образования взрослых, создание доступных систем повышения квалификации и равных возможностей для всех;

- воспитание у людей всех возрастов осознанной необходимости и стремления поддерживать и укреплять свое здоровье за счет правильного образажизни, создание условий для профилактики заболеваний, занятий спортом,развития на региональных и межрегиональных уровнях всех форм туризма;

- радикальное повышение эффективности экономики на основе производительности труда, за счет инновационного развития, стимулов и благоприятных условий для динамичного продвижения базовых направлений, включаяглубокую переработку ресурсов, использование высокого потенциала энергетических, транспортных и аграрных возможностей страны;

- снижение издержек производства, обновление продукции и гибкийучет запросов потребителей за счет развития рыночных институтов и конкурентоспособной среды;

- создание максимально комфортных условий для занятия малым бизнесом за счет упрощения регистрационных, контролирующих и отчетных процедур;

- обеспечение высоких жизненных стандартов для граждан страныпутем реализации действенной политики поддержания семьи, роста объема икачества предоставляемых услуг здравоохранения и образования, создание реальных возможностей для карьерного роста и развития личности;

- повышение уровня жизни всех граждан, чтобы, используя свои знания и умения, а где необходимо - помощь государства, они имели возможностьполучать достойные доходы, приобрести жилье и значительно повысить в течение жизни свой социальный и моральный статус;

- участие в разработке и реализации национального плана по борьбе скоррупцией;

- гарантирование личной безопасности граждан - обеспечение надежной защиты жизни и имущества людей, благоприятной экологической среды,безаварийной работы транспорта и коммунальной инфраструктуры, эффективное предупреждение техногенных катастроф;

- придание целенаправленного системного характера работе по улучшению образа России, по повышению ее международного авторитета,проведению комплексной информационной политики, развитию современнойинфраструктуры ведения международной пропаганды;

- формирование благоприятного общественного мнения, устойчивоймотивации к инновационному движению, использование моральных и иных стимулов, поддерживающих стремление людей к самосовершенствованию и эффективному применению своих способностей.

Необходимо всемерное расширение поля взаимодействия органов государственной власти с общественными организациями и бизнесом, с использованием современных информационных технологий, в т.ч. сети Интернет, мультимедийных и электронных средств связи, включая:

- содействие в развитии инфраструктуры информационного обмена,каналов обратной связи между органами исполнительной власти, общественными и иными некоммерческими организациями, социально ориентированнымибизнес-структурами и сообществами предпринимателей;

- формирование и развитие материально-технологической базы единого информационно-коммуникационного пространства, обеспечениеполноправного участия муниципальных образований и общественного сектора в процессах информационной интеграции административно-территориальных единиц;

- информирование населения о реализации социально значимыхсовместных проектов органов исполнительной власти, общественных и иныхнекоммерческих организаций и бизнеса в целях формирования позитивного общественного мнения в поддержку развития партнерства органов государственной власти, общественного сектора и бизнес- сообщества;

- информационная поддержка социально значимых программ, проектов, акций и других инициатив, осуществляемых общественными и иными некоммерческими организациями;

- распространение опыта общественных организаций, актива и их лидеров, проявляющих творчество и высокий профессионализм в решении конкретных задач;

- совершенствование системы информационного сопровождения деятельности общественных и иных некоммерческих организаций в средствахмассовой информации, проведение РК-компаний по взаимодействию общественных и иных некоммерческих организаций, социально ответственногобизнеса и органов исполнительной власти;

- содействие в создании и размещении в СМИ, региональных телеканалах,радиоканалах, студиях кабельного телевидения, печатных изданиях, а также всети Интернет разножанровых общественно-публицистических, информационно-просветительских программ, ориентированных на различные возрастные исоциальные группы жителей регионов и отражающих позитивные процессыразвития гражданского общества и общественного сектора;

- развитие молодежного информационного мультивизионногоИнтернет-проекта «Общество и власть: открытый диалог», включая созданиесети видеоконференций и др.;

- привлечение социально ориентированного бизнеса для разработки иразвития современных информационно-технологических систем в целяхобеспечения некоммерческим организациям реальных возможностей для доступа и обмена информацией.

Органы государственной власти и местного самоуправления разного уровня заинтересованы во взаимодействии с общественными организациями и подготовлены к восприятию и поддержке конкретных гражданских инициатив, которые носят конструктивный и созидательный характер.

Многие предпринимательские структуры в современных условиях проявляют готовность к осуществлению продуманной, целенаправленной и социально-ориентированной политики, воспринимая некоммерческие организации в качестве потенциальных партнеров для осуществления совместной деятельности на условиях социального партнерства: «Власть - Общественный сектор - Бизнес».

Выдвижение ряда новых задач требует корректировки практики, сложившейся в предыдущие годы, переключения основных усилий на те сферы, которые непосредственно определяют качество жизни жителей, на достижение социальной стабильности и безопасности людей, на решение комплекса демографических проблем, на борьбу с коррупцией, национализмом и терроризмом.

Главные акценты переносятся с задач выстраивания социального партнерства на условия взаимодействия, на задачи формирования и реализации стратегии партнерства на условиях равноправного сотрудничества субъектов взаимодействия.

Перед современным просветительством весьма остро стоит проблема финансового обеспечения своей деятельности. Как показывает практика, финансовое обеспечение осуществляется из следующих источников:бюджетов субъектов Федерации;

- целевых средств государственной поддержки общественного сектора иНКО по приоритетным проектам через систему конкурсов, грантов и др.;

- взносов союзов и объединений промышленников и предпринимателей,юридических и физических лиц;

- собственной уставной деятельности общественных, других некоммерческих организаций;

- формируемых фондов местного сообщества;

- участия в международных проектах и программах;

- иных не запрещенных законом источников.

Однако проблема финансирования является наиболее труднорешаемой. Она требует серьезного государственного внимания.

Возврат к списку




Обмен информацией с Outlook