Вернуться к обычному виду





Мгновенные сообщения XMPP

Информационные материалы и издания просветительских организаций

Скачать полный текст статьи на свой компьютер можно на странице Каталог статей

24.03.2010

О развитии добровольчества в Центральном Федеральном округе России

О развитии добровольчества в Центральном Федеральном округе России

С.Ю. Рудов

Председатель Комиссии по вопросам регионального развития, местного самоуправления и предпринимательства Общественного совета ЦФО

Волонтерство, добровольчество - как идея социального служения людям - почти столь же древние понятия, как и понятие «социум». История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить.

Только в ХХ веке добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена. В 1920, после Первой мировой войны, во Франции, под Страсбургом был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные фермы в районе ожесточенных боев немецких и французских войск. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности. Добровольчество стало важной составляющей демократического общества.

История волонтерского движения в России отличается от зарубежной. В 80-е годы прошлого века добровольцы ехали на целину или БАМ и получали за работу неплохую зарплату, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни. «Добровольность» работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы являлась зачастую общественным принуждением, закона о добровольческом труде в Советской России не было. Однако отечественная история сохранила великолепные примеры именно добровольческой активности в советское время. В 40-х годах прошлого века зародилось «тимуровское движение» помощи семьям и вдовам погибших военнослужащих, которое сейчас возрождается вновь. В середине 1960-х действовало движение в виде помощи реставраторам под эгидой Общества охраны памятников истории и культуры. В газетах того времени появлялись призывы к добровольческому труду, и по выходным добровольцы отправлялись на стройки. Так восстанавливались, например, уникальные постройки музея-ансамбля в Царицыне.

Впрочем, корни отечественного добровольчества гораздо глубже. На Руси столетиями формировались традиции милосердия, благотворительности как стремление помочь«бедным, дряхлым, хворым, неимущим». Благотворительность и добровольчество были присущи не только богатым людям или представителям высшего света. История донесла много обычаев бескорыстной поддержки ближних и взаимопомощи простых людей. В том числе, строительство всем миром домов для погорельцев, сборы добровольцами пожертвований на строительство храмов, школ и больниц.

138


Сейчас в термин «добровольчество» вкладывается иное значение. В Федеральном законе №135-ФЗ от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» добровольческая деятельность отнесена к благотворительной, под которой понимается «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки». Законодатель определил, что «добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации». На практике формы добровольческой активности, круг работ и организаций, привлекающих добровольцев, намного шире.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 г. наделяет органы местного самоуправления поселений и городских округов правом принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения. Добровольчество уже не является прерогативой некоммерческого сектора, оно шагнуло и в политику, и в государственный сектор, и в бизнес. Все больше и больше добровольчество проникает в деятельность муниципальных и государственных учреждений.

Таким образом, статус требует нового законодательного определения добровольца, как гражданина, занимающегося на безвозмездной добровольческой основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по решению социально значимых проблем.

Можно выделить основные характеристики, присущие добровольческой или волонтерской деятельности:

Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской деятель
ностью, главным образом, с целью получения финансовой прибыли, и любое
финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.

Добрая воля. Мотивация волонтерства может определяться целым ря
дом причин, включая влияние коллег или родителей, чувство долга перед обще
ством и т.д., но все же эта деятельность должна осуществляться добровольно,
без принуждения со стороны.

Приносимаяпольза. Должен быть определенный бенефициарий или
группа бенефициариев (в т.ч. такие абстрактные понятия, как окружающая сре
да или само общество), помимо семьи или друзей.

Организационнаяструктура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях.

Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая по
мощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в
ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или
отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая фор
ма волонтерства во многих культурах.

Организованное волонтерство - осуществляется в некоммерческом,
государственном и частном секторах, и, как правило, более систематично и
регулярно.

Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.

Существует несколько различных видов волонтерства:

• Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую
деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или
сообщества.

• Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефи-
циарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а тре
тья сторона.

• Участие в самоуправлении. Роль отдельных лиц в процессе управле
ния - от представительства в совещательных органах правительства до участия
в местных проектах развития.

• Просвещение или разъяснение каких-либо вопросов, касающихся опре
деленных групп общества.

Волонтерство стремится к достижению двух важных результатов: помогает в создании стабильного и сплоченного общества и дополняет услуги, предоставляемые правительством и бизнесом (когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу).

Являясь волонтером, человек должен понимать, что будет участвовать в волонтерском движении без оплаты, но с предварительной подготовкой и обучением; по мере сил, но не ниже своих способностей; по собственной воле и в сотрудничестве с остальными волонтерами; осознавая, что этим участием вносит вклад в процветание человечества. Часто в качестве мотива для волонтерской работы выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества. Волонтерство отвечает естественной потребности человека быть членом общества, ценностям и целям которого он хочет соответствовать. Волонтером может быть человек, желающий посвятить свое свободное время добровольному труду и обладающий чувством ответственности. Институт волонтерства становится все более значимым нравственным ресурсом развития общества.

Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в 2001 году, отмечается, что добровольчество - фундамент гражданского общества, оно выражает потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В Декларации подчеркивается, что добровольчество - способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста. Основная забота добровольческих центров, объединений, сообществ - конкретная помощь ближним: ветеранам войн и участникам военных действий в «горячих точках», малоимущим, сиротам, лицам без определённого места жительства, кризисным семьям, одиноким старикам, инвалидам, заключенным - всем, кто нуждается в помощи и поддержке.

Важным моментом является то, что обучение добровольческой деятельности должно быть целевым: если человек идет в больницу, ему надо дать начальные медицинские знания и возможность попрактиковаться; если он переписывается с заключенными, то его необходимо познакомить с психологией сидящих в неволе и т.д.

Обратимся к опыту православного доброделания, который ближе нам, чем опыт зарубежных волонтеров. Наша история милосердия снимает вопросы - как учить, чему, кого, зачем, что читать, что делать и т.д. Допустим, чем были мотивированы поступки сестёр милосердия Марфо-Мариинской обители? Что побуждало святителя Иоанна Златоуста содержать на свое жалование почти 8000 бедных и два госпиталя для низших слоев населения? Наверное, не постоянное участие в специализированных тренингах и семинарах, типа: «Хочешь стать волонтером? - Спроси меня, как!». В России идея волонтёрства/добровольчества уходит в далекие времена, в глубь российской истории, когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам.

Сегодня особенно популярным добровольчество становится среди молодого поколения, являясь источником получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Организация добровольческого труда молодежи, вовлечение молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни граждан, включены в число приоритетных направлений Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации, принятой в декабре 2006 года. Чем больше будет создано возможностей для добровольчества в различных сферах общества, чем больше добровольческих программ будет интегрировано в повседневные вещи: территориальное общественное самоуправление, работу ТСЖ, благоустройство дворов и улиц, - тем будет полезнее и лучше.

Таким образом, добровольчество является выгодным:

- для государства, поскольку добровольцы, независимо от своего со
циального и должностного положения, места жительства, политических и рели
гиозных убеждений, участвуют в делах общества, помогая более эффективно
выполнять задачи, стоящие перед государством и обществом;

- для социального развития, поскольку позволяет привлечь значитель
ные ресурсы для решения социально значимых проблем;

- для экономического развития, поскольку добровольческая деятель
ность является важным элементом повышения занятости населения, экономии
государственных расходов на социальную деятельность;

-для бизнеса, поскольку работники компаний, участвующие в добровольческой деятельности, помогают местному сообществу, получают новые знания и навыки, развивают свои организаторские способности, а компания получает положительный образ в обществе;

- для системы образования, поскольку добровольческая деятельность
детей и молодежи - это эффективный метод формирования и развития их зна
ний и навыков, духовно-нравственного и трудового воспитания;

- для средств массовой информации, поскольку работа добровольцев
полна интересных случаев взаимопомощи и работы по улучшению условий жиз
ни местных сообществ.

В настоящий момент в России насчитывается более 20000 добровольческих организаций. Согласно проведённым исследованиям ВЦИОМ, около 40% населения, еще не вовлеченного в добровольческий труд, желает попробовать работать добровольно. Это подтверждает назревшую необходимость в создании условий для развития добровольчества, как важной составляющей государственной социальной политики, в обеспечении системного информирования, координации и профессиональной поддержки тех, кто развивает добровольчество.

Вместе с тем имеет место разрозненность накопленного опыта и неразвитость инфраструктуры поддержки добровольчества на всех уровнях, что является серьезным препятствием для свободного доступа граждан к добровольческой деятельности. Общая задача всех заинтересованных в развитии добровольчества сторон состоит в том, чтобы проблемы развития гражданского общества рассматривались в прямой связи с развитием добровольчества.

Цель развития добровольчества в Центральном федеральном округе -создание условий для реализации прав граждан на добровольное, безвозмездное участие в решении социально значимых проблем с целью самореализации, приобретения новых знаний и навыков, повышения профессиональных и организаторских способностей, обеспечения общественной безопасности.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач: создание и обеспечение возможностей для активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем; формирование государственной политики поддержки добровольчества; создание и функционирование системы поддержки добровольческой деятельности, в частности, центров развития добровольчества; укрепление партнерских связей между добровольческими организациями и органами государственной власти и местного самоуправления; развитие инфраструктуры и механизмов поддержки добровольчества.

Пути решения: развитие сети добровольческих центров, объединенных общей миссией и направлениями деятельности, на всех уровнях; оказание необходимой ресурсной поддержки организациям, использующим труд добровольцев; обеспечение государственных гарантий для реализации права граждан на добровольческую деятельность; создание правовой среды, устраняющей юридические и другие барьеры, препятствующие участию добровольцев в работе благотворительных организаций.

Принципами развития добровольчества являются:

- принцип системно-организованного подхода, который предполагает
скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и обще
ственных структур, связанных с развитием добровольческого движения;

- принцип адресного подхода в формировании идеи добровольчест
ва, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом
каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения.
Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание личности таких
факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная
среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими,
социальными, культурными и другими особенностями;

- принцип активности и наступательности, который предусматривает на
стойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан,
ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

- принцип универсальности основных направлений добровольчества,
предполагающих целостный и комплексный подход к ним, необходимость ис
пользования социально ценного опыта прошлых поколений, культивирующего
чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисе
мейных отношениях, отношении к учебе и к труду, методах творчества.


Основными группами граждан, выступающими субъектами добровольческой деятельности, являются:

- семья, как основная социальная ячейка общества, в которой заклады
ваются основы нравственного, духовного, культурного и физического развития
личности;

- молодые граждане и молодежные общественные объединения;

- ветераны, ветеранские общественные объединения, военнослужащие,
проходящие военную службу, коллективы Вооруженных Сил, воинских форми
рований и работников системы правоохранительных органов;

- трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предпри
ниматели;

- представители законодательной, исполнительной и судебной власти, го
сударственные и муниципальные служащие;

- творческая интеллигенция и представители средств массовой информа
ции, учащиеся, преподаватели и воспитатели образовательных учреждений;

- представители традиционных для России религиозных конфессий как
носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа.

Основными видами добровольческой деятельности в социальной сфере являются:

- патронаж, консультирование, организация «телефона доверия», веде
ние уличной социальной работы с подростками, организация общественно-по
лезного досуга;

- организация работы поисковых отрядов, восстановление объектов и па
мятников культуры и профилактика и уход за ними;

- познавательное краеведение, в том числе посильное решение экологи
ческих проблем;

- помощь малоимущим, инвалидам локальных войн и конфликтов, ветера
нам войны и труда, членам их семей, бывшим узникам концлагерей;

- помощь организациям, занимающимся спортивной и туристической де
ятельностью;

- организация работы по социальной помощи в сфере здравоохранения, в
детских домах и приютах, людям с ограниченными возможностями;

- организация работы клубов по интересам, работа с детьми (социальная
реабилитация, воспитание и образование детей-сирот, психологическая и пра
вовая поддержка).

Система развития добровольчества включает в себя консолидацию деятельности соответствующих государственных учреждений, общественных организаций, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по пропаганде добровольчества.

Система развития добровольчества охватывает все уровни, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых, воинских и иных коллективов, при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций и объединений, основных религиозных конфессий, включая высшие органы государства.

Правовой основой добровольческой деятельности на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, Стратегия молодежной политики в Российской Федерации, Федеральные законы «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ № 422 от 11 июля 2005 года «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Нормативно-правовое обеспечение добровольчества включает в себя совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы и определение социально-правового статуса, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов системы развития добровольчества.

Педагогическое и методическое обеспечение предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и развитию добровольческой деятельности; использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения; развитие и совершенствование форм и методов воспитания, осуществляемого министерствами и ведомствами, институтами воспитания и общественными организациями; обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой добровольческой работы; регулярное издание литературы, освещающей эту сферу деятельности, с учетом отечественного и зарубежного педагогического опыта.

Механизм управления развитием добровольчества должен иметь нормативно-правовые акты и документы, учебные программы, сложившиеся нормы, правила, условия жизни и труда, существующие в обществе; личностные и коллективные стимулы - потребности и интересы; духовные ценности и др. Основным критерием результативности добровольческой деятельности является уровень участия в ней граждан; число организаций общественного и государственного секторов экономики, использующих труд добровольцев; тенденции, проявляющиеся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно-значимом поведении добровольцев. Конечным результатом развития добровольческой деятельности должны стать повышение духовного и нравственного потенциала общества, усиление роли общественных организаций в решении социальных проблем, достижение социальной и экономической стабильности в обществе.

Хотелось бы отметить следующие примеры добровольческой деятельности в ЦФО.

При комиссии по церковно-социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы уже почти два года работает Служба добровольцев «Милосердие». Их добрые дела: забота о грудничках в Доме ребенка №12, которых нужно кормить, менять им памперсы, гулять и просто общаться с ними, чтобы они росли умными и здоровыми; это - малыши детского дома для детей-инвалидов на Молодежной улице, где скоро будет домовый храм, как в недавно открывшемся Детском доме в Южном Бутове. Под опекой «Милосердия» раненые, находящиеся в госпитале им. Бурденко. Некоторые из них больны неизлечимо. Им очень важно общение: часто родственники живут далеко от Москвы. Добровольцы ездят вместе с пациентами госпиталя на экскурсии, в театры и музеи. Ухаживает «Милосердие» за пациентами психоневрологических интернатов, за лежачими больными. Крещёных собирают и приводят на литургии, которые несколько раз в месяц проводятся в уютном домовом храме. Пациенты беспокойные, им нужно внимание, поэтому на литургии всегда много помощников. Не оставлены заботой одинокие старики и люди с особыми нуждами на дому. Часть из них не может передвигаться самостоятельно из-за возраста или болезней. Бывает, такие люди живут рядом, в соседнем доме или подъезде - помочь им не так уж сложно. Несколько раз в неделю зайти, приготовить еду, убраться и, конечно же, поговорить. Работа каждого добровольца (сейчас их больше 300) тесно связана с социальной помощью, оказываемой государством. Многие проблемы пожилых людей решаются в тесном сотрудничестве с Департаментом социальной защиты населения города Москвы. В автобус «Милосердие» обращаются люди, которым больше некуда пойти: здесь им обработают раны, выдадут новое белье и носки. В холода автобус работает и ночами, курсируя по улицам города и собирая замерзающих людей. «Милосердие» оказывает комплексную помощь бездомным: еда, одежда, лекарства, помощь в восстановлении документов и приобретении билетов до места проживания, помощь в прохождении санобработки и госпитализации.

Подобные добровольческие сообщества сейчас активно развиваются: у современных деятельных и мобильных людей есть желание не только зарабатывать, а потом отдыхать, но и бескорыстно участвовать в добрых делах. Некоторые виды добровольчества гораздо более эффективны, чем такая же деятельность за деньги, например, донорство крови: по официальной статистике в России 87% безвозмездных доноров и лишь 13% платных. К сожалению, в России еще сохраняется инерция «закрытых» учреждений, добровольцам бывает непросто установить контакты с их руководством. Но там, где российских добровольцев оценили, администрация охотно предоставляет им «фронт работ»: например, в Москве в последние два года православных добровольцев активно привлекали к городской акции по сбору и распределению одежды для неимущих, группа добровольцев работает по приглашению администрации института им. Гельмгольца. Задача власти - обратить внимание на добровольческие инициативы, оказать им поддержку, пропагандировать бескорыстные дела милосердия. Необходимо создавать и поддерживать региональные площадки для сотрудничества, обмена добровольческим опытом: семинары, рабочие консультации, тематические сайты в Интернете. Наибольшую готовность помогать традиционно выражают верующие люди, но все больше «светских» людей приходит в ряды добровольцев. Церковь может стать надежным партнером государства в такой социальной работе, у нее есть вековые традиции дел любви.






Возврат к списку




Обмен информацией с Outlook