Вернуться к обычному виду





Первый раз на сайте?

Информационные материалы и издания просветительских организаций

Скачать полный текст статьи на свой компьютер можно на странице Каталог статей

24.03.2010

О новизне и актуальности общественного планирования и развития крупных регионов Российской Федерации

О новизне и актуальности общественного планирования и развития крупных регионов Российской Федерации

Опыт разработки Программы общественного развития Центрального федерального округа России

Е.Л. Юрьев

ПредседательОбщественногосоветаЦФО

17 апреля 2008 года на III Конференции Общественного совета ЦФО была в основном утверждена Программа «Общественное развитие Центрального федерального округа на 2008-2012 годы». В процессе разработки Программы определился ряд важнейших проблем по укреплению российской государственности. Принципиальное значение имеет конструктивное взаимодействие органов государственной власти, предпринимательских кругов и институтов гражданского общества. Это необходимое условие для инновационного развития, социальной модернизации, всестороннего качественного роста и мобилизации внутренних интеллектуальных, созидательных ресурсов страны.

Некоммерческие общественные организации (НКО) составляют наиболее динамичную и дееспособную часть гражданского общества, его институциональную основу. Анализ деятельности и условий, в которых они развиваются, дает представление об уровне участия граждан в жизни общества в целом. В регионах ЦФО зарегистрировано 39527 общественных объединений, существующих в различных формах. Эта палитра общественной инициативы может быть отнесена к «третьему сектору». Географическое распределение НКО весьма неравномерно. Лидером, несомненно, является Москва. Московская и Белгородская области занимают, соответственно, второе и третье места, и так далее. Несмотря на опасения некоторых представителей власти по поводу протестного настроя НКО, эти организации в большинстве своем представляют достаточно лояльных членов общества и не стремятся к политической конфронтации или авангардизму.

Одной из преград на пути взаимодействия общественных объединений, власти и бизнеса является отсутствие долгосрочной стратегии развития НКО. Поэтому важнейшей задачей стало предложение наиболее эффективных и проверенных практикой путей объединения усилий органов власти, бизнес-сообщества и общественных организаций. Цель - сохранение социальной устойчивости в регионах, демократизация власти, борьба с бедностью, повышение гражданской активности, противодействие правовому нигилизму и коррупции, активное распространение идей здорового образа жизни, а также проведение сильной молодёжной политики и воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к старшим, к истории своего края и страны.

Система взаимодействия «Власть - Общественный сектор - Бизнес» должна опираться на уже работающие формы и нацеливать на подбор новых решений, поиск точек взаимного интереса НКО и коммерческих структур, выработку механизмов сотрудничества. Для этого создана Программа «Общественное развитие ЦФО на 2008-2012 гг.», столь необходимая для объединения и ориентации всех заинтересованных сторон на совместную творческую, активную работу, не ограниченную констатацией положений и сбором статистических данных.

Исходить необходимо, прежде всего, из существующей ситуации. Наряду с информацией о количестве НКО важным является анализ сфер их деятельности. Почти во всех регионах ЦФО начали активно работать Общественные палаты. Они становятся важными формами объединения институтов гражданского общества и их консолидированного взаимодействия с властными структурами. Общественный совет ЦФО, несмотря на малый срок своего существования, также набирает всё больший авторитет, рассматривает наиболее актуальные проблемы как общественного, так и социально-экономического развития.

Вместе с тем, анализ региональных нормативных актов, которые используются для регулирования деятельности институтов гражданского общества в ЦФО, позволяет охарактеризовать имеющуюся правовую базу как фрагментарную. Хотя в большинстве регионов она развивается: появляются новые регулирующие акты, расширяется практика использования имеющихся документов. За последние два года расширилось число регионов, принявших свои программы развития гражданского общества, значительно увеличилось число нормативных актов, регламентирующих проведение грантовых процедур, и др. В регионах можно выделить, например, следующие особенности: в Ивановской области значительное число общественных объединений уделяет внимание развитию культуры и образования, в Московской и Тульской областях приоритетом становится спорт, пропаганда здорового образа жизни и др. Довольно часто одна и та же организация ведет разнонаправленную работу, например, занимается детьми-инвалидами и одновременно оказывает своим клиентам целый спектр других услуг.

Провинции - малые города и сельские территории - представлены, как правило, небольшим набором районных отделений обществ инвалидов, ветеранов, защиты прав потребителя, охраны природы и др. Часто они возглавляются работниками районных администраций и без помощи местных властей практи-


чески недееспособны. Общественная организация может быть молодежной по составу и заниматься исключительно экологическими вопросами. Другая организация может состоять исключительно из лиц пенсионного возраста, но заниматься проблемами детей и подростков.

В Москве общественных объединений, определяющих защиту прав и социальную защиту граждан как свою основную задачу, в процентном отношении меньше, чем в других регионах ЦФО. Это объясняется значительной социальной составляющей в деятельности Правительства Москвы. С другой стороны, в Москве выше, чем в среднем по ЦФО, доля объединений «клубного» типа. Есть прогнозы, что скоро мы станем свидетелями бурного роста клубов и организаций по интересам (например, таких как клуб «моржей», клуб читателей, клуб любителей домашних животных и т.д.). Более продуктивным стало партнерство общественных объединений и органов региональной власти в приоритетных направлениях деятельности.

Из созданных в регионах ЦФО за последние пять лет общественных объединений планируют работать в области образования - 53%, культуры - 46%, здравоохранения - 38%, молодежной политики - 31 %. Наблюдается связь с активным включением институтов гражданского общества в реализацию национальных проектов России. Официальная статистика обращает внимание и на то, что доходы «третьего сектора» в России за последние годы выросли в несколько раз. Основными источниками доходов НКО являются различные взносы, пожертвования, безвозмездные поступления и др. Некоммерческий сектор уходит от поиска средств у зарубежных фондов и активно осваивает российские источники. Общественные объединения становятся более конкурентоспособными в борьбе за средства, предоставляемые различными источниками. Это позволяет говорить об их большей устойчивости и независимости. Одним из важнейших событий в развитии гражданского общества России последних лет стало выделение значительных средств из федерального бюджета на реализацию проектов общественных объединений и на укрепление их материальной базы. Наблюдается профессионализация части организаций, которые способны реа-лизовывать масштабные проекты. Часто импульсом к развитию общественных организаций служат гранты. Такие НКО имеют весьма профессиональную команду по подготовке и реализации крупных грантов, оформлению отчетов.

Известно, что социальная защита нуждающихся, молодежная политика, образование, культура и здравоохранение находятся в ведении органов власти. К сожалению, некоторые объединения стали считать (возможно, весьма самонадеянно), что они работают не «вместе», а «вместо» региональной власти. Кроме того, имеет место дисбаланс между центром и регионами ЦФО в развитии «третьего сектора». Создание новых общественных объединений на местах идёт достаточно вяло и трудно - проявляются сложности начального этапа (регистрация, отсутствие помещений, недостаточность знаний в сфере менеджмента, финансовой отчетности и многое другое). Вселяет надежду то, что власть в последние годы сама стимулирует НКО к участию в реализации региональных социальных программ, создаёт благоприятное правовое пространство для появления новых НКО в регионах.

Несколько слов о подготовке Программы. Ход работы трижды обсуждался на заседаниях Президиума Общественного совета ЦФО, а также в Комиссиях. Общественный совет во главе с Президиумом, руководителями и рабочей


группой постоянно, внимательно и предметно участвовал в этом процессе. Огромную помощь оказали сотрудники аппарата уполномоченного представителя Президента РФ в ЦФО: М.Н. Белогубова, С.П. Колов, Э.А. Карапетян и многие другие. Воодушевляет интерес, проявляемый к Программе со стороны научной общественности и региональных структур.

Большую пользу принесло аналитическое исследование, проведенное членом Президиума Общественного совета, участником рабочей группы А.Ф. Трофименковым - «Гражданское общество в регионах ЦФО: состояние, проблемы и перспективы развития», а также опыт работы коллег из Воронежа, Курска, Белгорода и, конечно, многолетний опыт московских коллег. Именно их наработки и деятельность в сфере общественного сектора во многом определили методику «блочного» подхода к составлению документа, включение в его структуру таких разделов, как «Основные приоритеты социального партнерства и взаимодействия Власти, Общества и Бизнеса. Развитие форм и методов системного анализа»; «Участие в проектах, обеспечивающих повышение качества жизни граждан, их безопасность и правовую защищенность, достижение социальной стабильности, устойчивое функционирование всех жизнеобеспечивающих структур и систем»; «Основные принципы сотрудничества органов государственной власти с общественными организациями, иными НКО и бизнес-сообществом»; «Нормативно-правовая основа Программы»; «Действующая и необходимая материальная, технологическая, организационная и методическая инфраструктура для обеспечения планов работы по реализации Программы».

Всего Программа состоит из пятнадцати автономных блоков, подблоков второго и третьего уровней, множества различных приложений.

Утверждение Программы на Конференции - не самоцель. Это ответственный, но никак не завершающий этап. Главное начинается после… Предстоит большая работа по введению в действие этого документа. Необходимо, чтобы все участники процесса, на всех уровнях - от центра до провинции - не только поняли цели и задачи этой работы, но и прониклись ответственностью, желанием и осознанной необходимостью участвовать в системной работе по общественному развитию округа, по утверждению и реализации во всех субъектах и регионах соответствующих планов и подпрограмм. Очень многое будет зависеть от настойчивой и последовательной позиции Комиссий и Президиума Общественного совета ЦФО. Необходима системная, целевая и настойчивая, во многом рутинная, работа по реализации Программы. Это - деятельность на многие годы…

Одной из проблем развития институтов гражданского общества является отсутствие единого информационного пространства. Представляется целесообразным создание внутрисекторного (имеется в виду «третий сектор») информационного обмена, в том числе посредством использования современных информационных технологий и коммуникаций. В этой связи необходимо упомянуть об уровне присутствия информации, посвященной НКО, в СМИ. Этот уровень оценивается пока как явно недостаточный, хотя понятно, что медиа могли бы стать мощным инструментом влияния для общественных объединений. Увы, результаты исследования показали, что социальная, общественная, просветительская деятельность пока не являются достаточно интересными для СМИ. Важнейшим фактором развития институтов гражданского общества является широкое распространение сети Интернет. К сожалению,


не все общественные объединения имеют доступ к сети и, соответственно, не могут своевременно получить необходимую информацию о возможных источниках финансирования, о деятельности коллег из других городов ЦФО, прочих регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, что не способствует более благоприятному и быстрому развитию грамотных конструктивных институтов гражданского общества.


Возврат к списку




Обмен информацией с Outlook