Вернуться к обычному виду





Информационные материалы и издания просветительских организаций

Скачать полный текст статьи на свой компьютер можно на странице Каталог статей

24.03.2010

Многофункциональные общественно-просветительские центры как основа подготовки членов общества для участия в инновационном развитии страны

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ

Е.А. Памфилов

Член Президиума Общественного совета ЦФО, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки, проректор Брянской государственной инженерно-технологической академии

Будущее России, ее социальное и экономическое развитие, безопасность и международный авторитет невозможны без широкого использования иннова­ционных технологий в социальной, производственно-технической, оборонной и иных сферах, определяющих уровень жизни наших граждан, безопасность и международный авторитет страны.

Решение многих из этих проблем и выход на уверенное социальное и эконо­мическое развитие в значительной степени определяется сложившимся менталите­том и недостаточным уровнем знаний многих из наших сограждан. В значительной степени это связано с тем, что за долгие годы в нашей стране у многих из них сло­жилась психология догоняющего. Она обусловлена тем, что ранее постоянно фик­сировались некие ориентиры, как правило, расположенные в более развитых в экономическом плане странах, а затем ставилась задача их достижения. Поэтому выход на передовые пути развития так и не достигался, поскольку появившиеся новые ориентиры оказывались еще более удаленными. В значительной степени это касалось уровня развития технико-экономического потенциала, производи­тельности труда, качества жизни. Относится это и к степени обладания информа­ционными и профессиональными знаниями широких групп населения страны.

Устойчивое современное развитие немыслимо без устойчивого настроя на лидерство во всех приоритетных направлениях. А для перехода на новое сущес­твенно более высокое качество жизни большинства населения необходимо, как минимум, четырехкратное повышение производительности труда, которое невоз­можно без обладания соответствующими знаниями и навыками. И, главное, нали­чие потребности и желания постоянного их пополнения и развития.

В связи с постановкой таких задач на мировом рынке труда идет борь­ба за привлечение квалифицированных кадров, обладающих необходимым по­тенциалом и установкой на дальнейшее развитие знаний. Отставание в знаниях становится главной проблемой для развития всей экономики и особенно ее ин­новационной компоненты.

Поэтому требуемый в настоящее время уровень инновационного развития невозможен без разностороннего и непрерывного социального и профессио­нального развития членов нашего общества и особенно его активной составля­ющей. Это же касается становления и развития гражданского общества страны, которое существенно тормозится из-за недостаточной политической и правовой


грамотности населения. Да и защищенность населения в среде его обитания остается недостаточной по причине отсутствия необходимых знаний в области экологической и техногенной безопасности.

Такое состояние сложилось в силу того, что сохранившаяся еще с советс­ких времен и существующая поныне система приобретения знаний не отвечает в должной мере современным требованиям. Происходит это по многим причи­нам. Во-первых, в силу значительной консервативности существующей систе­мы государственного образования, снижения уровня востребованности знаний, недостатка квалифицированного педагогического персонала, а также невоз­можности централизованно предусмотреть все те особенности, которые предъ­являет динамично развивающееся общество и вся инфраструктура государства к уровню непрерывного образования всех членов нашего общества.

Поэтому лица, у которых сформировался тот или иной уровень социаль­ных и профессиональных знаний в процессе получения профессионального, среднего или высшего образования, после того, как они вступили в период со­зидательной деятельности, должны иметь потребность в постоянном пополне­нии и обновлении своих знаний. Однако для своей дальнейшей переподготовки подавляющее число представителей работающего населения в основном мо­жет полагаться лишь на собственные силы или весьма ограниченные возмож­ности корпоративной дополнительной подготовки, что чаще всего оказывается недостаточным.

А посему образуется замкнутый круг. С одной стороны, современное со­стояние общества и экономики зачастую не требует непрерывного обновления и расширения профессиональных знаний, обеспечивающих переход на новый уровень востребованности образовательного процесса. С другой стороны, недо­статочный уровень подготовки и, соответственно, ограниченные потенциальные возможности активной части общества существенно ограничивают способность к интенсивному развитию гражданственности и последующий рост требований к дальнейшей подготовке персонала. Такое положение дел обусловливает тор­можение развития общества за счет сохранения недостаточной эффективности труда и его основной составляющей - производительности.

С точки зрения возможности развития имеющихся знаний в особо слож­ном положении оказываются те члены нашего общества, для которых затруднен доступ к образовательному процессу из-за их недостаточной мобильности. К та­ким людям относятся лица с ограниченными возможностями, проживающие в отдаленных регионах или находящиеся в местах лишения свободы. Поэтому для них существенно сложнее получить доступ к реализации возможности развития своего образовательного и социального ресурса.

В настоящее время особо проявилась необходимость приобретения не­достающих знаний людьми пожилого возраста, которые в силу недостаточной информированности не имеют возможности широко использовать современ­ные достижения в области информатизации, банковской сферы и т.д. и по этой причине часто становятся легкой добычей мошенников, недобросовестных кре­диторов, трудно ориентируются в современной жизни.

Все вышеизложенное предопределяет исключительную востребованность в обеспечении подавляющему большинству граждан нашей страны возможнос­ти получения образовательных услуг различного уровня и осуществляемых в самых разнообразных формах - начиная от очного, осуществляемого в тради-


ционных формах обучения, до дистанционного образования, базирующегося на основе использования передовых информационных технологий.

При очевидной потребности в широком аспекте образовательных возмож­ностей, конкретные направления их пока не удалось сформулировать достаточ­но точно. Пока нет четких критериев, по каким показателям можно выделять те или иные категории населения, нуждающиеся в получении дополнительных зна­ний. Неизвестны также и уровни требующихся знаний, и способность потенци­альных обучающихся к их освоению.

В общем случае выбор формы приобретения и расширения требуемых знаний должен определяется их направленностью, необходимостью приобрете­ния того или иного практического опыта и уровнем доступа к информационным системам и технологиям, наличием соответственной информационной техники.

Для разработки схем и методологии предоставления образовательных ус­луг всех членов общества можно условно разделить на ряд категорий. Это дети дошкольного и младшего школьного возраста; подростки среднего и старшего школьного возраста; студенты высших и средних специальных учебных заведе­ний; лица работоспособного возраста; лица, обладающие ограниченными воз­можностями вследствие возраста или состояния здоровья; лица, находящиеся вдали от мест обучения.

Для реализации эффективной системы получения, обновления и расши­рения знаний необходимо проведение значительных организационных работ, предусматривающих использование существующих структур образования и обязательное создание или модернизацию системы дополнительного образо­вания, имеющего конкретную целевую направленность как по уровню и фор­мам получения необходимых знаний, так и по контингенту обучающихся лиц. При этом необходимо обязательно учитывать преимущества и недостатки уже существующих систем образования.

Следует принимать во внимание, что главным преимуществом сущест­вующей системы образования является собственно само ее наличие, развитая инфраструктура и уже имеющиеся преподавательские кадры. С позиции объ­ективной оценки последнего преимущества следует отметить, что большинство наших преподавателей считаются одними из лучших в мире, и это неоспоримый стартовый капитал для создания гибкой системы обновления знаний.

Однако текущее состояние образовательных возможностей не соот­ветствует стоящим перед нашим обществом новым задачам. Это связано с определенной закостенелостью и недостаточной гибкостью существующих об­разовательных возможностей, а также недостатком кадров по перспективным направлениям приобретения знаний. Ограничен также перечень реализуемых образовательных программ. Поэтому возникает необходимость модернизации имеющихся и создания новых образовательных структур и адаптации их к реаль­ным потребностям и возможностям большинства населения.

Таким образом, в настоящее время проблема создания эффективной и до­статочно мобильной системы непрерывного гибкого пополнения и обновления знаний, рассчитанной на самые широкие круги населения страны, является акту­альной. При этом в ней обязательно должна быть предусмотрена возможность доступа различных категорий граждан к банкам знаний на основе новых образо­вательных технологий, с возможностью получения различных уровней информа­ции по различным направлениям деятельности и сферам повседневной жизни.


Поэтому наиболее рациональной, по нашему мнению, может быть система получения знаний, опирающаяся на межрегиональные, региональные и локаль­ные образовательные центры. Такие центры должны предоставлять возможности приобретения или пополнения знаний по отдельным направлениям деятельности, дифференцированно по определенным категориям нуждающихся в этом лиц.

Создаваемые обучающие центры должны иметь гибкую блочную струк­туру, в основе которой должна лежать возможность использования различных образовательных технологий, начиная от традиционных форм непосредствен­ной передачи знаний от преподавателя к обучающемуся лицу с последующим их закреплением для уверенного использования, что, как показывает опыт, наибо­лее приемлемо для консервативных групп населения, например, пенсионеров. Современные формы обучения с использованием инновационных технологий более приемлемы для лиц, имеющих определенную базовую подготовку в облас­ти информационных технологий. И, конечно, в качестве одной из приоритетных форм получения новых знаний необходимо использовать наиболее эффектив­ные для многих групп обучающихся технологии дистанционного образования.

По такой схеме в настоящее время Брянская областная общественная организация «Институт экологии» планирует создание регионального обще­ственного образовательно-просветительского центра, рассчитанного на самую широкую аудиторию. Основная ставка делается на максимальное использова­ние информационных технологий и дистанционные методы обучения. Для этого предполагается обеспечить возможность применения спутниковой связи с ба­зовыми центрами образования и отдельными пунктами получения знаний в ма­лых населенных пунктах или временных аудиториях, расположенных по местам нахождения обучающихся граждан. В эффективном решении этой задачи нема­лую помощь оказывает имеющийся опыт проведения просветительской рабо­ты, в том числе с использованием принципов добровольчества для привлечения преподавательского состава.

Успех реализации предложенных образовательных схем в значительной степени обусловлен уже имеющимся опытом обучения по организации жизне­деятельности граждан в условиях радиационного загрязнения территории юго-западных регионов Брянской области после аварии на Чернобыльской АЭС.

При осуществлении указанной образовательной программы большое внимание уделялось обучению организации защиты среды обитания человека, в том числе вопросам социальной экологии. По результатом этих работ БООО «Институт экологии» издано большое количество рекомендаций по обеспече­нию инновационного развития страны. В этом же направлении постоянно про­водятся научно-практические конференции по различным вопросам укрепления инновационного потенциала различных сфер экономики России.

Однако сегодня такой уровень обучения нам представляется уже недоста­точным, поэтому создание целевого общественного просветительского центра как отдельного кластера будущей системы непрерывного обновления знаний будет содействовать новому шагу в развитии общественной системы получения актуальных для населения знаний.

Представляется, что в ближайшем будущем, при условии государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, нам удастся приступить к реализа­ции этой важнейшей задачи.


Возврат к списку




Система планирования отсутствий