Вернуться к обычному виду





Мгновенные сообщения XMPP

Информационные материалы и издания просветительских организаций

Скачать полный текст статьи на свой компьютер можно на странице Каталог статей

24.03.2010

Из выступления на Московской конференции общественных просветительских организаций

Из выступления на Московской конференции

общественных просветительских организаций

(ноябрь 2006 г.)

С.В. Кушнарев,

Исполнительный вице-президент Общероссийской общественной организации «Ядерное общество России»

«Ядерное общество России» - это общероссийская общественная ор­ганизация, которая в своем Уставе, еще при создании в 1989 году, заранее заложила в качестве одной из главных задач и целей (что было естественно тогда, после Чернобыльского инцидента) работу с общественностью, работу просветительскую, пропаганду атомной науки и техники, других достижений. И почти за семнадцать лет существования мы накопили большой опыт работы. Есть и положительные, и отрицательные результаты - и то, и другое, я считаю, поможет нам в дальнейшей работе.

В 2005 году состоялась пятнадцатая ежегодная конференция «Ядерного общества России». Она проходила как раз здесь же, в этом зале. И она для нас

4ЖоресАлфёров. «Россия- этофизическоелицо». - «Новаягазета», 48, 2005 г.


оказалась фактически этапной, потому что приняты итоговые документы и ре­шения, которые определяют новый этап в жизнедеятельности общества на бли­жайшие пять-семь лет. Среди многих других пунктов, в том числе научных, есть и такой (я его зачитаю, он короткий, но важный для нашего мероприятия): «Среди важных задач и направлений работы «Ядерного общества России» - проведение совместно с системой общества «Знания» адресной просветительской работы с различными категориями населения (молодежь, женщины, гуманитарии, врачи), общественными и политическими организациями, средствами массовой инфор­мации; координация усилий для успешного развития и использования ядерной энергии в России, популяризация и пропаганда достижений атомной науки и техники, инновационной деятельности атомщиков, организация общественных слушаний по основным вопросам развития ядерной энергетики, содействие со­зданию электронного архива истории атомной науки и техники, активизация му­зейной работы, в том числе на базе Политехнического музея».

Вот это решение, которое было принято «Ядерным обществом России» и которое у нас начинает уже обретать реальные и конкретные шаги, в том числе через создание соответствующих структурных подразделений и в центре, и в регионах.

И одно из структурных подразделений - это как раз рабочая группа по просветительской деятельности. Ее руководителем и организатором является Светик Федор Федорович. Он - член центрального правления «Ядерного обще­ства». И это подчеркивает сотрудничество в этой работе Межрегиональной про­светительской общественной организации «Знание» и «Ядерного общества».

Если говорить о работе нашей организации, то хотелось бы подчеркнуть буквально три-четыре штриха, которые показали, что необходимость в этом есть. У нас есть такая форма работы в Обществе - это общественные слушания «на местах», то есть в «горячих точках», в городах, где основным градообразу­ющим предприятием является ядерное; там, где дискутируются вопросы стро­ительства новых атомных энергоблоков или экологические проблемы, задачи преодоления последствий оборонной деятельности, в том числе и утилизация атомных подводных лодок, и пр. Вот в таких местах мы взяли за правило про­водить свои общественные слушания. Не те формализованные, в соответствии с законом, когда надо провести экспертизу чего-либо, а общественные слуша­ния именно просветительского характера. При этом мы стараемся собирать на них практически все категории населения, которые там живут: и молодежь, и школьников, и студентов (если они есть в тех местах), и врачей, и учителей, и жен работающих на предприятии. Привозим туда, соответственно, команду профессионалов, которые читают лекции, выбираем животрепещущую, акту­альную для данного места тему.

Что показали эти общественные слушания? Три вывода можно сделать после более двух десятков слушаний, проведенных в разных городах России. Во-первых, огромный интерес и желание широкой общественности (а при та­ком подходе к сбору участников можно считать, что там все слои обществен­ности представлены), огромную заинтересованность в получении объективной информации. Причем, информации не исторического плана или зажигательных призызов типа «пойдемте на митинг» или «давайте протестовать», а просто нор­мальное, в живом диалоге, обсуждение волнующей людей проблемы. То есть тяга у людей, несмотря на то, что они живут в этих атомных городах, к знаниям


об атоме есть. Что уж говорить о городах, где люди даже профессионально не связаны с этими проблемами, и с ними непрофессионалы могут разыгрывать любые шутки. Как здесь уже говорили выступающие передо мной товарищи, за деньги возможно проведение любых акций. Тем не менее, недостаток в выступ­лении именно профессионалов чувствуется везде. И с удовольствием воспри­нимается профессиональное выступление на понятном общественности языке. Это первый вывод.

Второй вывод. Огромный пробел в знаниях о картине наших достижений, о нашей истории у молодежи. Огромный пробел. Даже - я еще раз повторяю - в городах ядерщиков. В 2003 году отмечали 100-летие Александрова, Курчатова, Лойпунского и еще многих ученых - так получилось, что это была целая ко­горта великих ученых-ровесников. Мы привозили материалы, раздавали их, но сначала задавали вопросы: «А вы знаете, кто такой Курчатов? Знаете, кто та­кой Александров?» И, к сожалению, процент правильных ответов был ничтож­но мал. И это дети людей, многие из которых работают на атомных объектах. Что же говорить о других?

Это просто один пример по нашей отрасли. Можно взять химиков, можно взять инженеров любой другой профессии, других выдающихся наших ученых-результат будет тот же. Это означает, что никакой системной работы в школе без дополнительного просветительского движения со стороны общественности мы не имеем. И наша задача этот пробел восполнить, если мы хотим, чтобы мо­лодые хотя бы знали, подрастая, что в этой стране тоже что-то делали, чего-то добивались, а не только за рубежом. Это второй момент.

И третий момент. Достаточно четкое понимание, что, к сожалению, сегодня в платном «телевизоре» показывают не совсем то, что хотели бы знать люди. И дело даже не в том, что это общая политика средств массовой информации - они говорят: народу это не интересно, ему интересно то, что мы показываем. Это как бы их взгляд на вещи. На самом деле очень многое из того, что действительно интересно, не показывают, не печатают. Это та часть активной просветитель­ской деятельности, которую мы могли бы взять все вместе на свои плечи, это дополнительная со стороны общественности информация. Можно использовать современные методы, то есть через Интернет, через компакт-диски и так далее. Нужны и книжные варианты, и журнальные варианты, чтобы людей не приучать к механистическому восприятию информации. Этот недостаток тоже чувствует­ся. Но, конечно, очень важно использовать ТВ и радио в этих целях.

Поэтому мы, вместе с организациями «Знание», готовы участвовать в этом движении, потому что мы профессионально видим такие пробелы в нашей де­ятельности.

И последнее, что я хочу сказать. Сейчас формируется Общественная палата РФ. И даже там, в Общественной палате, процентный состав тех, кто занимается просветительством (не важно, в какой он организации находится, просто видно из биографий, которые там представлены), очень мал. Это пер­вое. Кроме того, явно недостаточно специалистов инженерно-технического направления. И соответственно мы сейчас будем делать все, чтобы вопросы инженерного дела, особенно отечественного инженерного дела, обязательно были в планах работы Палаты. А через это можно развернуть и всю нашу рабо­ту, потому что пропаганда достижений науки и техники - это часть комплекса отечественного инженерного дела. Ведь что сейчас получается: у нас в стране


еще можно получить хорошее образование, у нас имеются люди с умственны­ми нетривиальными способностями, которые могут что-то открыть, а дальше все это куда-то уходит. Пусть они уезжают? А у нас-то что останется? Только крыши будут каждый день рушиться?

Я надеюсь, что в третью часть Палаты мы еще несколько замечательных человек изберем, и там появится инициативная группа, которая эти вопросы поднимет - и безопасной эксплуатации, и пропаганды достижений науки и тех­ники, и другие инженерно-технические вопросы. А пока, если судить по средс­твам массовой информации, то получается, что у нас нет научно-технической деятельности. У нас есть правозащитная деятельность - и слава богу, никто не возражает против этого. У нас есть певцы, шоу-бизнес. У нас есть юристы, по­тому что у нас то там, то здесь возникают какие-то судебные дела. А других про­блем в нашем гражданском обществе вроде бы и нет.

Когда «Ядерное общество России» выдвигало своих представителей в Общественную палату, организация надеялась, что они будут выносить на об­суждение Палаты проблемы развития инженерной деятельности в России. И, как мне кажется, для того, чтобы провести какое-либо решение через Палату, необходима поддержка широкой общественности. Я встречался с руководите­лями Союза научных и Инженерных обществ, Инженерной академии. Они раз­деляют наши планы активизации пропаганды научно-технической и инженерной деятельности в России.

А если за нами будут стоять широкие круги общественности, то мы, ес­тественно, сделаем все, чтобы те задачи, идеи, проекты, которые сейчас здесь выдвигаются, провести через обсуждение в Общественной палате и приступить


Возврат к списку




Первый раз на сайте?