Вернуться к обычному виду





Первый раз на сайте?

Информационные материалы и издания просветительских организаций

Скачать полный текст статьи на свой компьютер можно на странице Каталог статей

24.03.2010

Детские лагеря, школы и клубы база просветительской и образовательной деятельности

Детские лагеря, школы и клубы база просветительской и образовательной деятельности

Опыт Российской академии наук

В.Ф. Вдовин, А.И. Ермилин, Т.Л. Рослякова

(Профсоюз работников Российской академии наук)

Государство проявляет заботу о досуге подрастающего поколения, еже­годно Правительство издаёт распоряжения об организации летнего отдыха де­тей и подростков [1 ].

Работа с детьми и подростками традиционно является одним из основных уставных направлений деятельности профсоюзов [2]. Основной формой этой работы является организация летнего отдыха детей в рамках традиционной лет­ней оздоровительной кампании. Однако наряду с детскими лагерями, а часто вокруг них и их базовых предприятий и учреждений формируется система раз­личных школ, клубов и т.п. структур, которые так же, как и лагеря, следуя клас­сификации, принятой в рамках законодательства об образовании, действуют в сфере дополнительного образования.

В системе Российской академии наук действует обширная сеть детских оздоровительно-образовательных лагерей. Пять лет назад, в связи со сни­жением норматива Единого социального налога, государственный Фонд со­циального страхования прекратил поддержку материальной базы лагерей предприятий, ранее ежегодно выделявшуюся в период подготовительного се­зона, и только сохранил финансирование на дотацию стоимости путевок. Для самостоятельно хозяйствующих субъектов такое перераспределение бюджета (фактическое снижение налогового платежа с одновременным исключением возможности направлять эти средства на нужды развития базы лагерей) не повлияло на итоговые финансовые возможности поддержки своих детских лагерей (например, Российские железные дороги, Росатом и др.) У организа­ций бюджетной сферы, в связи с казначейскими ограничениями, эта экономия оказалась «размазанной» по всему бюджету, и собрать её на целевую задачу поддержки своих лагерей стало практически невозможно.

Однако руководство РАН, понимая, что бюджет РАН в связи со снижени­ем ЕСН не был уменьшен на эту сумму, нашел возможным выделить целевые средства на поддержку материальной базы институтам РАН, содержащим на своем балансе детские оздоровительные лагеря. Важную роль в принятии этого решения сыграла социальная значимость работы с детьми и подростками, ко­торую ведут наши ведомственные детские лагеря, «Чужие» лагеря практически недоступны по цене для сотрудников РАН, да и социальная и психологическая атмосфера в академических лагерях выглядит куда благополучнее по сравне­нию с другими лагерями.

Пять лет подряд в рамках программы целевых расходов Президиума РАН обеспечено финансирование институтов центральной части РАН, поддерживаю-


щих детские оздоровительно-образовательные лагеря. За счет этого удалось не только сохранить все лагеря, существовавшие на момент начала программы, но и заметно укрепить их материальную базу: основные средства расходовались на закупки и содержание оборудования. Вместе с тем, значительная доля средств была израсходована на целевую поддержку усиления научно-образовательной ориентации деятельности академических лагерей. Очевидно, что интеллектуаль­ное развитие детей и подростков - предпочтительный и наиболее естественный профиль детских лагерей Академии, по своему статусу являющихся образова­тельными учреждениями в сфере дополнительного образования. Разумеется, как во всех детских лагерях, в них уделяется достаточное внимание и спортивной работе, и патриотическому воспитанию, и развитию художественного творчества ребят, но главное - пропаганда научного знания и ранний отбор будущих иссле­дователей, погружение их в атмосферу научного поиска, создание привлекатель­ных имиджей науки и научного работника (сильно упавших в последние годы).

Вложения средств и труда не прошли напрасно. Детские лагеря и летние школы стали серьезным источником абитуриентов естественно-научных спе­циальностей, академических базовых кафедр и научно-образовательных ком­плексов, ребята из академических центров получают призы и дипломы за свои исследовательские работы на российских и региональных конкурсах. На базе лагерей и в рамках учебы их педагогического состава ведется активная работа по профориентации учителей, их подготовке к совместному научному творчеству со школьниками и учеными РАН. Функционируют малые академии наук, прово­дятся научные конференции школьников [3], издается методическая литература [4,5]. В эту работу активно вовлекается и академическая молодежь - аспиранты и студенты, они выступают в роли воспитателей и преподавателей школ, базиру­ющихся в детских лагерях и клубах. Задействованы в этой работе и члены акаде­мии. Нет сомнения, что наметилась надежная ниша, которую уверенно занимают академические образовательные лагеря и клубы.

Как весьма серьезные достижения в просветительской и образователь­ной деятельности среди детей и подростков сотрудников Академии наук мож­но назвать и действующую уже пятый десяток лет физико-математическую школу Новосибирского академгородка, и её «младшую сестру» (20 лет) - фи­зико-математическую школу в Нижнем Новгороде, малые академии наук, ра­ботающие на базе научного центра в Черноголовке и других научных центров, и, конечно, флагман научно-образовательной деятельности Академии - Санкт-Петербургский научно-образовательный комплекс ФТИ РАН. (Добавим, что ре­шением Президиума РАН в 2000 году был создан и успешно работает подобный научно-образовательный центр в Нижнем Новгороде).

Эти примеры можно было бы продолжить. Но еще больше имеется не ис­пользованных пока возможностей и перспектив. Они крайне актуальны именно сейчас, когда однозначно обозначилась проблема воспитания нового поколе­ния специалистов с устойчивым научным мировоззрением, реально способных решать поставленные государством задачи перехода к инновационной модели развития страны и к экономике знаний, а также активно противостоять оккуль­тизму и лженаучным теориям [6,7].

Вместе с тем пока не решены вопросы институционализации научно-об­разовательной деятельности в сфере дополнительного образования, которая ведется на базе академических лагерей, летних школ и клубов.


На сегодняшний день и здесь наметились серьезные подвижки. Во-пер­вых: недавние поправки в Закон о науке [8] и Устав РАН [9], утвержденный 19.11.2007 г., предусматривают усиление образовательной деятельности РАН. При этом Федеральный закон № 308 [10] однозначно показывает, что работа в сфере базового образования по-прежнему требует дополнительных процедур лицензирования и сертифицирования, это, в свою очередь, потребует времени, усилий и создания новых структур. В то же время работа в сфере дополнитель­ного образования на базе имеющихся лагерей и клубов РАН свободна от этих проблем. Поэтому, на наш взгляд, имеются все основания для включения этой работы в перечень основных функций РАН, на которые в рамках будущего меха­низма финансирования необходимо предусмотреть государственное задание и выделять целевое финансирование, причем не только на текущую деятельность, но и в рамках программ обновления и содержания материальной базы, имущес­тва, находящихся на балансе РАН. Разумеется, такой подход снимает вопрос о передаче детских лагерей с баланса РАН, как непрофильных активов, - эта ра­бота становится и профильной, и актуальной, обеспечивающей перспективу. Эта работа вполне могла бы курироваться комиссией по работе с молодежью и быть прописанной в её программе финансирования наряду с другими мероприятиями. Также эта работа должна координироваться с деятельностью просветительских структур, в работе которых принимает участие РАН (Общество «Знание» России [11,12], Гуманитарный фонд «Знание» им. С.И. Вавилова, Всероссийское моло­дежное аэрокосмическое общество «Союз» [13] и др.)

Организация детского отдыха, особенно с обеспечением серьезной ин­теллектуальной компоненты, дело довольно затратное, и единственной подде­ржкой РАН не обойтись. По-прежнему планируется получение поддержки от Фонда социального страхования, региональных властей и других источников.

Большие надежды связаны с поддержкой в рамках Федеральной це­левой программы «Научные и педагогические кадры инновационной России 2009-13 гг.» [14,15]. Блок №2 ФЦП, обозначенный как «Привлечение моло­дежи в сферу науки, образования и высоких технологий» практически пол­ностью прописан под задачи, решаемые академическими лагерями, летними школами и клубами. Есть уверенность, что они с таким же успехом выиграют соответствующие лоты Минобрнауки РФ, как сейчас побеждают в различных конкурсах. К сожалению, в связи с отсрочкой старта программы на будущий год рассчитывать на поддержку из этого источника в этом году не приходится. В связи с этим очень актуально продолжение поддержки детских оздорови­тельно-образовательных лагерей в 2008 г. как из целевых средств Президиума РАН, так и за счет грантов подведомственных Минобрнауки структур, в том числе Госпрограммы по развитию инфраструктуры нанотехнологий.


Возврат к списку




Обмен информацией с Outlook