Вернуться к обычному виду





Информационные материалы и издания просветительских организаций

Скачать полный текст статьи на свой компьютер можно на странице Каталог статей

24.03.2010

Актуальные проблемы просветительства в современной России

АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА ВСОВРЕМЕННОЙРОССИИ

Г.Г. Григорян

Генеральный директор Политехнического музея, вице-президент Общества «Знание» России, профессор

Просветительство, как деятельность по распространению знаний, сопро­вождает человечество с его колыбели.

Роли знаний в становлении человечества и определении его дальней­шей судьбы посвящены многие труды философского смысла, перечень кото­рых можно было бы начать с книги Бытия Ветхого Завета. «Поселив человека в Эдемском саду, чтобы он возделывал этот сад и берег его, Господь Бог дал че­ловеку такой наказ: «Ты можешь есть плоды любого дерева в этом саду, кроме дерева познания добра и зла. Не ешь его плодов: если съешь - в тот же день и умрешь». [«Книга Бытия»,1 Бытие 2.15-2.17]

Толкователи Библии предлагают не воспринимать буквально смысл выра­жения «в тот же день», а иметь в виду обреченность рода человеческого вообще. Тайный смысл этого завета может открыться нам в главных глобальных угрозах сегодняшнего дня. Эти угрозы порождены опасностью злонамеренного исполь­зования плодов сокровенного знания людей о строении мироздания.

Роли знаний в судьбе человечества отводится особое место в трудах, объединяемых общим научным направлением - Универсальный эволюцио­низм, идеи которого, как синтез естественнонаучного и гуманитарного знания и как фундамент современного научного мировоззрения, ярко и популярно из­ложены в трудах академика Н.Н. Моисеева. Он, в частности, отмечал, что на определенном этапе антропогенеза «человека стали лучше защищать не мо­гучая мускулатура и быстрые ноги, а мастерство в изготовлении искусствен­ных орудий, накопленные знания и безопасность общественной организации». Человек учился создавать первичные орудия труда, использовать природные ресурсы, врачевать раны и т.п.

«Все подобные знания накапливались поколениями, и их надо было уметь накапливать, хранить и передавать новым поколениям. И с течением времени, именно от того, как человек был способен сохранять и накапливать информа­цию, стала зависеть, в первую очередь, не только судьба племени, но и всей популяции». [1]

Развивая идеи о значимости сохранения и распространения знаний в ка­честве ресурса судьбы человечества с первых шагов становления homo sapi­ence как сообщества субъектов биологической природы, формирующихся в социумы, Н.Н. Моисеев вводит понятие «система Учитель».

Это система передачи информации последующим поколениям. Она ста­ла также одной из первооснов человеческой нравственности, как категории, связанной с появлением системы запретов и определенных норм поведения.

' КнигаБытия. Ветхийзавет. Переводсдревнееврейского. - М.: ИздательствоРГГУ, 2000г. 166


«Но самым высшим запретом стало табу не убий - табу, сохранявшее умельцев и тех, кто был способен передавать знания следующим поколениям». [1, стр.182]

Можно утверждать, что всемирный исторический процесс развития ци­вилизации неразрывно связан с накоплением знаний и их распространением в пространстве и времени. Вероятно, поэтому развитие цивилизации сопровожда­ется разработкой и совершенствованием форм, способов, традиций и институ­тов распространения знаний.

К сегодняшнему дню распространение знаний оформилось в виде двух институтов: система образования, как проявление государственной ответс­твенности перед обществом, и просветительство, как вид общественной де­ятельности. Каждый из этих институтов реализуется в тех или иных странах в соответствии с местными обычаями, традициями, историей и текущими потреб­ностями общества.

Институт образования в отличие от просветительства строго оформлен, регламентирован, является субъектом деятельности государства и управляется последним, имея своей целью формирование трудового потенциала страны с возможно высокой степенью его интеллектуального оснащения.

Просветительство, будучи общественной деятельностью, незарегламенти-ровано, подвижно и гибко откликается на запросы общества, расширяя кругозор людей, содействуя преодолению отживших стереотипов, способствуя системно­му синтезу уже освоенных человеком знаний, раскрывая горизонты нарождаю­щихся знаний.

Всем этим просветительство воздействует на формирование и обновле­ние мировоззрения членов общества, т.е. на системы принципов и идеалов, на основе которых возникают программы деятельности людей.

Мировоззрение базируется на той или иной картине мира. Для современ­ного мировоззрения базой может быть только научная картина мира. Научная картина мира должна отвечать на вопросы: «как устроена природа?», «как устро­ено общество?» и «как устроен человек?», который являет собой удивительный результат эволюции Универсума и который связывает природу и общество и должен рассматриваться как некая непрерывность этих двух понятий. Хотелось бы раскрыть представление, которое скрывается за сверткой - «как устроен». Как устроен - это, прежде всего, системные представления о каждом из упомя­нутых объектов и законах их совместного развития. Как надо трактовать соот­ношение между мировоззрением и научной картиной мира? Это условно может быть выражено следующим образом: мировоззрение - это научная картина ми­ра плюс понятие о добре и зле.

Просветительство должно ставить своей задачей пробуждение интереса к научной картине мира. Научная картина мира и выстраданные человечеством универсальные гуманитарные ценности, которые тоже являются объектами просветительства, позволяют каждому человеку занять свое достойное место в борьбе добра со злом.

Справедливо утверждать, что просветительство ставит перед собой задачу стимулировать самодеятельность индивидуумов, направленную на совершенство­вание общественной жизни, на создание и укрепление гражданского общества.

Зачатки просветительского движения в Европе, как нарождающаяся фор­ма распространения знаний, относятся к XVII веку.

167


Свое видение смысла просвещения И. Кант выразил следующими слова­ми: «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершенно­летия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны ко­го-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Решись быть мудрым! Имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следо­вательно, девиз Просвещения!».

Просвещение, как идейное течение, в какой бы стране оно ни пережива­лось, возникало тогда, когда в обществе зрело беспокойство несовершенством бытия, его духовной недостаточностью и оскудением. Тогда и возникало это те­чение, ставившее своей целью содействовать совершенствованию социальных условий путем распространения необходимых для этого знаний.

Отчетливо это проявилось и в судьбе просветительства в России. Просветительская деятельность в России была вызвана к жизни самой истори­ей страны в середине XIX века. Расцвет этой деятельности связан напрямую с эпохой реформ Александра II.

Уникальность, самобытность российского опыта просветительства в этот период заключается в побудительных мотивах к действиям самих просветителей.

Исследователь проблем культурно-просветительной работы в России Т.И. Ивенина [2] отмечает: «На протяжении столетия шел поиск ответа и на другой вопрос: что подвигло ученых, преподавателей университетов, учителей и педаго­гов, общественных деятелей и деятелей культуры, а затем и инженеров, врачей, агрономов, фельдшеров, просто разносторонне образованных людей дорево­люционной России активно включиться в просветительную деятельность? Ведь работая в воскресных школах, народных библиотеках и читальнях, в аудиториях рабочих курсов, на факультетах народных университетов, ведя воскресные чте­ния для народа, создавая народные дома и театры, представители отечествен­ной интеллигенции посвящали этому делу весь свой ежедневный и воскресный досуг. Причем в просветительном движении участвовали люди разного соци­ального положения, разных идейных убеждений и политических пристрастий (от консерваторов до революционеров). Что объединяло этих людей? И что их разъединяло в этом общем просветительском служении народу? Эти два непро­стых вопроса занимали и занимают умы исследователей до сих пор.

Большинство исследователей признало главным движущим мотивом для подвижников просвещения бескорыстное служение народу на благо его про­свещения и приобщения к ценностям культуры. Долг интеллигенции перед на­родом, о котором рассуждали народники, проблема возвращения этого долга в виде разносторонних знаний - вот чем были озабочены представители пере­довой, демократически настроенной интеллигенции всю вторую половину XIX века. Поиск форм возвращения этого долга в виде знаний и стал реальным воплощением стремлений интеллигенции что-то сделать своими руками, свои­ми силами для народа».

Нужно признать, что Просвещение в России всегда было миссией ин­теллигенции, за что ей приходилось часто страдать от гонений, непонимания и, что тяжелее всего, - иногда от равнодушия тех, во имя кого и совершалось подвижничество.

168


Организационным базисом просветительства в этот период истории России стали многочисленные общественные объединения, охватывавшие ученых, вра­чей, учителей, деятелей искусства. Их инициативой создавались возможности для организации народных школ, библиотек, музеев, университетов, театров, для проведения лекций, всевозможных чтений, причем объектом этой деятельности были массы людей, лишенных возможности получать образование.

В советский период нашей истории все формы общественной деятельнос­ти оказались под жестким контролем коммунистической партии и государствен­ной идеологии. Государство, с одной стороны, отмобилизовало ресурсы для скорейшего преодоления неграмотности большой части населения, для постро­ения новой образовательной системы, ориентированной на создание кадрового потенциала строительства социализма, с другой стороны - подчинило потенци­ал просветительства задачам пропаганды и идеологической поддержки того же строительства. В этих условиях было создано Всесоюзное общество «Знание» как «внепартийный» институт партийной пропаганды. Общество позиционирова­ло себя как крупнейшая в мире просветительная организация.

Несмотря на идеологическую отмобилизованность, общество «Знание» на­копило большой положительный опыт просветительской деятельности, прежде всего, благодаря своим изданиям доступных высококачественных научно-попу­лярных книг и брошюр, а также известных журналов «Наука и жизнь», «Знание -сила» и т.п. Ведущая роль в просветительской деятельности Всесоюзного общества «Знание» была отведена ученым Академии наук СССР.

История просветительства в России представительно отразилась в исто­рии Политехнического музея в г. Москве. [3]

12 декабря 2007 г. Политехническому музею исполнилось 135 лет.

Сегодня это крупный музей, отнесенный к числу особо ценных объектов культурного наследия народов России, единственный музей универсального технического профиля в нашей стране, один из старейших и известнейших музе­ев науки и техники в Европе. Идея создания Политехнического музея сформиро­валась в шестидесятые годы XIX века.

Модернизация России в это время тесным образом связана с ускоренной эволюцией российского общества. С середины XIX века началось интенсивное вовлечение профессионально подготовленных инженеров в сферу предпри­нимательства, что в свою очередь повлияло на формирование новой деловой элиты России. В стране чувствовалась постоянно возрастающая потребность в технически подготовленных кадрах. У инженеров и ученых назрела необходи­мость в объединении творческих усилий. На инициативных началах создаются научно-технические общества: в 1863-1864 гг. при Московском университете уч­реждено Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАиЭ), в 1886 г. в Санкт-Петербурге - Русское техническое об­щество, объединявшее в своих рядах цвет российской науки.

Именно членам Императорского общества любителей естествознания при­надлежит инициатива создания в Москве общеобразовательного музея приклад­ных знаний, известного нам, как Политехнический. Дом для Политехнического строили по частям до 1907 г.

Профиль нового музея был определен как техническо-промышленный. Цель - содействовать «распространению сведений между недостаточно об­разованными классами» и «вообще развитию технических знаний». Решать

169


поставленные задачи основатели музея намеревались путем формирования коллекций усилиями членов Императорского общества, а также привлекать ма­териалы и предметы, отражающие достижения естественных и научно-техничес­ких знаний, создавая экспозиции и проводя словесные объяснения и разного рода публичные курсы. На долгие годы эти задачи стали определяющими для Политехнического музея.

Именно благодаря четкому видению того, чем он должен стать в жизни россиян, Политехнический очень скоро стал популярным, а главное - доступным практически для всех.

Еще в 1867 году один из главных идеологов создания Музея профессор Щуровский Г.Е., член ОЛЕАиЭ, в своей лекции «Об общедоступности или попу­ляризации естественных наук», прочитанной на съезде русских естествоиспы­тателей, отметил: «Главная цель музея состоит в том, чтобы не одним ученым, а всем желающим дать возможность ознакомиться с естественными предметами наглядным образом и узнать приложение их к жизни…

Нужно ли говорить, что музеи, как бы хорошо ни были устроены, не прине­сут ожидаемой от них пользы, если не будут доступны для публики? При музеях должны находиться особые лица, всегда готовые быть растолкователями всего, что интересует посещающую публику. Еще лучше, если при музеях будут читать­ся общедоступные лекции…

Популяризация науки есть дело в высшей степени серьезное. Его могут принять на себя только люди, вполне знакомые со своею наукою, или так назы­ваемые специалисты, и специалисты даровитые, обладающие могучим словом и обширными сведениями… Мало того: популяризатор должен понимать характер своего народа и со всею чуткостью прислушиваться к биению его пульса - к народному чувству… Теперь более, нежели когда-либо, чувствуется необходи­мость прежде всего изучать свое, отечественное… Самое могучее средство для популяризации - родной язык ….

Дружным содействием целой России, наука, за свою популяризацию была бы вознаграждаема в десятки лет такими успехами, какие в настоящее время едва ли возможны в целые столетия».

Эти слова Г.Е. Щуровского отражают высокий духовный уровень и конс­труктивность российских просветителей конца XIX века.

Современность актуализирует проблемы распространения знаний в России. Прежде всего, следует отметить взрывной рост приращения коли­чества знаний на стыке XX и XXI веков. По данным, приведенным Е. Ленчук, «из всего объема знаний, измеряемых в физических единицах, которым рас­полагает человечество, 90% получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю циви­лизации, - наши современники. В практической плоскости это выдвигает на первый план инновационный процесс, обеспечивающий превращение нового знания в продуктовые или технологические нововведения». [4] Совершенно очевидно, что сегодня знания - это, пожалуй, главный ресурс человеческой цивилизации. Это нерасходуемый, существенно нелинейно наращиваемый ресурс, обновляющий как технологическую оснащенность человечества, так и определяющий вызовы, обращенные к социальным условиям бытия на гло­бальном, региональном, субрегиональном уровне, на уровне самой малой ячейки строения общества.

170


В этой ситуации расширяется потребность в просветительной деятельнос­ти, которую следует строить и рассматривать в системной связи с образовани­ем. Эта системная связь обусловлена тем, что просветительство должно и может стимулировать потребность индивидуумов непрерывно совершенствовать свое образование.

Следует отметить ряд принципиальных особенностей современной жиз­ни модернизируемой России с позиций запросов общества к распространению знаний. Наша страна:

- в той или иной степени вовлечена в глобальные процессы в социально-
экономической сфере и остро нуждается в инновационном их совершенствова­
нии, в инновации технологической сферы;

- переживает наступление глобального экологического кризиса, что тре­
бует обновления мышления на всех уровнях;

−проходит болезненный период трансформирования государственного устройства и общественной жизни; переживает переосмысление духовных цен­ностей, что актуализирует потребность общества в социальном оптимизме;

- оказалась перед лицом системы угроз, формирующихся как под влия­
нием внешних условий, так и генерирующих изнутри, что делает особо значимой
консолидацию общества на основе патриотизма.

Сегодня просветительство в России для начала должно быть направлено на стимулирование запроса к нему со стороны различных слоев общества, со стороны власти.

Особое значение имеет просветительство для широкого слоя элит, учас­твующих в разработке и принятии решений на всех уровнях государственного управления, это особенно актуально в переживаемом страной процессе её мо­дернизации.

Уровень кругозора этих людей, уровень их культуры, готовность к систем­ному осмыслению последствий принимаемых решений напрямую сказываются на условиях жизни огромного количества людей.

Весьма значимо просветительство и для широкого круга специалистов различного уровня в различных областях деятельности. Им просветительство должно помочь ориентироваться в областях смежных знаний, стимулировать их инновационное мышление.

Огромна роль просветительства в формировании мировоззрения подрас­тающего поколения.

Организационно и технологически просветительство в России сегодня может опереться на различные научные общества, общественные организации, на учреждения сферы образовании и культуры, на различного рода издания, средства массовых коммуникаций.

Особую роль в просветительстве должно занять печатное слово - кни­га. Книга - величайшее достижение человеческой цивилизации, и его нельзя предать. Книга, прежде всего, научно-популярного содержания, это не только распространитель знаний. Книга - это соратник мысли. Один из столпов просве­щения Д. Дидро заметил: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Россия сегодня нуждается в просветительстве - в идейном походе сегод­няшней интеллигенции в интересах сохранения человеческого и культурного генофонда нации, в интересах сохранения ее территориальной и этнической целостности. ХХ век принес нашей стране, нашим народам, и прежде всего рус-

171


скому народу, горести и испытания гражданской войны, которая так и не за­кончилась в течение долгих лет и до сих пор разделяет многих из нас; этот век принес испытания войнами, разрухами, идейными крахами, безвременно пога­сил миллионы жизней, нанес тяжкий урон биологическому благополучию аре­ала нашего проживания. Но он же, этот ХХ век, научил наш народ побеждать, достигать мировых вершин в науке, технологиях, в культуре.

Главной методологической проблемой Просвещения в России становится системное, ноосферное осмысление пережитого, осмысление с позиций синте­за гуманитарного и естественнонаучного знания, осмысление с целью убеждать сограждан в необходимости обретать свою гражданскую позицию на нелегком пути построения гражданского общества и правового государства в России.

Предметом просвещения должны стать две фундаментальные идеи: со­циальная справедливость и патриотизм. А содержанием просвещения становит­ся распространение новейших научных знаний по истории и культуре страны и мира, по наукам о человеке, природе, обществе, по разрешению глобальных проблем человечества.

Особое значение для нашей страны имеет просвещение собственно рус­ского народа, направленное на укрепление его национальной самоидентифи­кации и этнонационального единства, как фактора сохранения целостности страны. Ведь русские - крупнейший разделенный народ в мире: за пределами России оказалось более 20 млн. русских. Большинство этнических русских (око­ло 80%) за год до распада СССР идентифицировали себя как советский народ.

В рядах российских просветителей мы должны увидеть и ученого, и учи­теля, и работника культуры, и священнослужителя, и врача, и человека на гос­службе (в том числе и в погонах), и фермера, и предпринимателя - короче говоря, всех тех, кто обладает большими знаниями, имеет достаточную куль­туру с ними управляться, и имеет потребность распространять их в интересах лучшей судьбы России.

Сегодня главной задачей просветительского движения в России является его оформление, как такового. Путь, который неизбежно следует пройти, на­чинается с консолидации общественных объединений, некоммерческих органи­заций и других структур, разделяющих идеи просветительства в современных условиях в нашей стране.

Эта консолидация и ее дальнейшее оформление при поддержке органов и ветвей государственной власти могут открыть новую страницу в истории про­светительства в России.


Возврат к списку




Первый раз на сайте?