Вернуться к обычному виду





Мгновенные сообщения XMPP

Информационные материалы и издания просветительских организаций

Скачать полный текст статьи на свой компьютер можно на странице Каталог статей

24.03.2010

Активное участие населения гарантия успеха реформ

АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯГАРАНТИЯ УСПЕХА РЕФОРМ

И.М. Кривогуз

Член Общественного совета Межрегиональной просветительской общественной организации «Знание», д.и.н., профессор

Современная фаза преобразований в России отличается от предыдущей тем, что серьезного сопротивления преобразованиям оппозиция оказать уже не может. Необходимые законы принимаются, но их осуществление наталкивается на продолжающее усиливаться отставание от реформ политического сознания и поведения населения. На гражданскую консолидацию населения и формиро­вание гражданского общества требуются десятилетия, а осуществление законов о реформах нуждается в неотложной активной поддержке большинства.

Однако высокий уровень доверия населения к Президенту РФ - этот основ­ной политический капитал власти - не трансформируется в активную поддержку проводимых реформ. Для ее повышения государственные органы занимаются общественно-политической инженерией: укрепляют партии поддержки, веду­щие СМИ, создают Всероссийскую Общественную палату и подобные палаты в некоторых субъектах Федерации. Однако этого недостаточно. Такие элементы гражданского общества окажутся лишь декорацией, если не наполнятся актив­ной гражданской самодеятельностью широких слоев населения.

Большинство населения остается в стороне от политики, осуществляемой властями субъектов Федерации. Даже в Москве. Есть основание радоваться, что в Москве избрана работоспособная Городская дума, которая занимается осуществлением в городе четырех национальных проектов и других реформ. Но ведь 66 процентов избирателей в ее выборах не участвовало. Недоверие отчуждает их от власти. Это большинство в лучшем случае не станет сопротив­ляться проводимым реформам, но активно поддерживать их тоже не будет. Это намного затруднит и даже может деформировать преобразования. Есть регионы, где выборы в местные законодательные собрания вообще провали­вались из-за неявки необходимого минимума избирателей.

Отчуждение населения от власти и проведения реформ - проблема все­российская. Активной поддержки населения недостает не только монетизации льгот, но и реформам ЖКХ, местного самоуправления, даже четырем националь­ным проектам, нацеленным непосредственно на улучшение жизни населения.

Причина заключается не столько в упущениях при разработке реформ и большой разнородности субъектов Федерации, сколько в том, что значительная часть населения не понимает целей этих реформ, а также главных ориентиров реформаторов.

У нынешних преобразований нет достаточной просветительской, про­пагандистской, идеологической поддержки. Конечно, не может быть и речи о навязывании единой идеологии или надуманной «национальной идеи» многонациональному населению. Но для гражданской консолидации населения и активной поддержки жизненно важных преобразований необходимо повсед­невное систематическое разъяснение направленности реформ, способов их реализации, трудностей и требующегося им содействия. Таким представляется основное направление деятельности просветительских организаций в совре­менных условиях.

Важнейшей задачей просветительских общественных организаций долж­но стать разъяснение смысла, способов и форм участия граждан в осуществле­нии национальных проектов, плана инновационного развития страны. Это будет способствовать вовлечению в их осуществление максимального числа граждан. Эти реформы должны стать результатом активности всего населения и тем са­мым способствовать не только улучшению жизни, но и осознанию гражданами собственной роли в политике, и гражданской консолидации.

Конечно, власти могут осуществить эти проекты и при минимальном учас­тии населения. Но тогда их результаты повысят не гражданскую самодеятель­ность населения, а государственный патернализм и социальное иждивенчество, затрудняющее формирование гражданского общества.

Для развития гражданского общества крайне важно, чтобы жизненные проблемы решались с непосредственным, активным, сознательным участием самого населения, во всяком случае, его большинства, а не 30-40 процентов из­бирателей. Давно известно, что преобразования тем глубже, чем больше масса их активных участников. Необходимо добиваться поворота большинства насе­ления от политического абсентеизма или спорадического доверия одному лишь Президенту к сознательной гражданской самодеятельности и активной подде­ржке реформ. Это трудно, сложно и вовсе невозможно без широкой и всепро­никающей просветительской деятельности общественных организаций.

Очень актуально ответить на вопрос: что общественные просветительские организации могут для этого сделать? Очевидно, по каждому из социально зна­чимых национальных проектов необходимо предложить тематику понятных на­селению лекций, бесед, выступлений по радио, на телевидении, организовать издание и содействовать в распространении общедоступных (не в золотом тес-нении, а в простеньких обложках) брошюр.

Конечно, найти соответствующих современным требованиям лекторов и ав­торов непросто. Далеко не все из нас готовы и стремятся выступать на такие темы. Не менее серьезной - и даже более сложной - проблемой является организация проведения и финансирование таких выступлений. Прежний механизм их заказов и оплаты распался, а новый еще не вполне сложился. Административные органы, объединения предпринимателей, руководители предприятий, богатейшие ФПГ, как правило, высказываются за провозглашенные реформаторами ориентиры, но, видимо, недооценивают значение соответствующего просвещения населения для обновления общественного сознания. Имеющиеся у них отделы связи с обще­ственностью ограничиваются, в основном, связями с прессой, а с общественными просветительскими организациями связей почти не поддерживают.

Общественные просветительские организации имеют необходимых спе­циалистов и в сотрудничестве с административными структурами, региональ­ными объединениями, союзами предпринимателей могут выработать механизм организации и оплаты работы по разъяснению целей национальных проектов и способов участия в их осуществлении широких слоев населения.


Возврат к списку




Обмен информацией с Outlook